Возвращение синего кита: как Кадыров, Instagram и Казахстан объявили войну группам смерти | 360°

09 февраля 2017, 12:02

Возвращение синего кита: как Кадыров, Instagram и Казахстан объявили войну группам смерти

Читать 360 в

-

В последние дни в трендах Google наблюдается взрывной рост популярности хештегов из знаменитых групп смерти — #f57, #тихийдом, #синийкит и других. Как выяснилось, после блокировки групп во «ВКонтакте» их кураторы перешли в другие социальные сети — Twitter и Instagram, а кроме российских подростков теперь в суицидальные квесты играют и дети из других стран. Правительство Кыргызстана проводит совещания на тему групп смерти, Рамзан Кадыров приказывает подчиненным бороться с ними, однако в соцсетях смертельные задания уже не воспринимают всерьез и открыто высмеивают их кураторов.

Реклама

Впервые о группах смерти заговорили весной 2016 года после статьи «Новой газеты». Материал рассказывал о сети групп «ВКонтакте», где неизвестные якобы выдают подросткам задания, конечной целью которых должно стать самоубийство. Эти группы назывались #f57, #f58, #тихийдом, #морекитов.

Те же самые хештеги вновь стали популярными в конце января. Тогда тысячи подростков начали публиковать их «ВКонтакте». Так они ищут кураторов из так называемых групп смерти, которые должны выдать им задания по игре. Вся игра якобы длится 50 дней, а последнее задание в ней — суицид. Что стало причиной популярности хештегов и кто исполняет роль кураторов, неизвестно.

Сейчас во «ВКонтакте» уже заблокирован поиск по этим хештегам, а все подобные группы удалены. Желающие «поиграть» перешли в другие соцсети. К примеру, в Instagram сейчас можно найти 45 тысяч фото с хештегом #тихийдом. Многие из пользователей просто выкладывают фотографии китов и ждут, пока с ними свяжутся таинственные кураторы.

Представитель Instagram заявил «Коммерсанту», что сейчас компания изучает хештеги и аккаунты по этой теме и удалит контент, который нарушает нормы соцсети.

Киты на экспорт

СМИ сообщают, что в смертельном квесте участвуют подростки не только из России, но и из других стран. К примеру, в казахстанском Таразе правоохранители смогли найти восьмиклассника, который якобы выполнил два задания из 50.

6 февраля в Караганде 19-летняя девушка совершила суицид, СМИ сообщали, что родные погибшей якобы разблокировали ее телефон и обнаружили там слова «синий кит», «тихий дом», «4−20» и «я в игре». При этом правоохранители не связывают произошедшее с группами смерти.

МВД Казахстана подтвердило, что в соцсетях появились группы, пропагандирующие суицид. Директор Департамента государственного языка и информации МВД РК Алмас Садубаев заявил, что модераторы игры владеют информацией о ее участниках и с ее помощью влияют на детскую психику. По его словам, сейчас правоохранители ищут в интернете группы с пропагандой суицида.

Позже ведомство заявило, что в стране не зарегистрированы случаи самоубийств из-за суицидальных игр в интернете.

В Кыргызстане паника по поводу групп смерти дошла до самых верхов: премьер-министр страны провел совещание правительства, посвященное этой проблеме, а верховный муфтий республики о том же поговорил с верующими во время намаза.

«Делать прививку жизни»

Активность подростков, желающих вступить в игру, не осталась незамеченной — обеспокоенные родители и другие пользователи интернета начали пересылать друг-другу предупреждения о «синих китах» и о том, как уберечь своего ребенка от этой игры.

Многие пользователи действительно беспокоятся за подростков, призывают их одуматься и не участвовать в игре.

Отреагировал даже глава Чечни Рамзан Кадыров. В своем инстаграме он рассказал, что получил сотни жалоб от родителей, переживающих из-за игры.

За последние несколько дней ко мне поступили сотни жалоб от обеспокоенных родителей. Они встревожены некой игрой под названием «Синий кит», которая доводит детей до самоубийства. По стране известны случаи, когда игравшие в нее дети прибегали к суициду. Кроме того, в Интернете также активизировались различные сектанты, которые пытаются внести раскол в мусульманское общество.

Чеченский лидер поставил перед своими подчиненными задачу донести до населения «пагубность различных „групп смерти“ в социальных сетях и разношерстных сектантов».

Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова заявила Life.ru, что для успешной борьбы с суицидальными группами нужно привлекать внимание детей к более позитивному контенту и совершенствовать статью о призывах к самоубийству.

Мы бежим за уходящим паровозом. Меры нужно принимать как можно скорее, важно создавать и позитивный контент — задавать тон, мотивировать, прививать, делать прививку жизни.

Следственный комитет России планирует подготовить обращение к высшему руководству страны и различным ведомствам, чтобы предложить им принять меры противодействиям группам смерти. В ведомстве подчеркнули, что «следователи ежедневно выявляют все новые сообщества, которые ставят своей целью уничтожение молодежи», передает «Лента.ру».

Троллинг

Впрочем, популярность «суицидальных» хештегов достигла такого пика, что многие пользователи перестали воспринимать их всерьез: сейчас в Twitter можно найти десятки шуток на тему «смертельного» квеста.

В игре уже участвуют практически все желающие. Некоторые открыто иронизируют над кураторами — сначала привлекают их с помощью хештегов, а затем оскорбляют их или угрожают полицией.

Другие сами представляются кураторами и заставляют участников квеста выполнять задания разной степени адекватности.

Реклама

Реклама