25 апреля 2019, 18:59

«Яндекс.Еда» пообещала заботиться о курьерах. Но что думают сами работники доставки?

Читать 360tv в

Смерть курьера «Яндекс.Еды» подстегнула компанию обратить внимание на условия, в которых трудятся ее сотрудники. Теперь им обещают полный сервис: возможность самим брать время на отдых, звонить по телефону доверия и обращаться к врачам. Но достаточно ли этого, чтобы облегчить жизнь сотрудникам доставки? «360» побеседовал с бывшими курьерами и узнал много нового.

Девятнадцатого апреля в Санкт-Петербурге от переутомления умер 21-летний молодой человек, который работал курьером в сервисе доставки «Яндекс.Еда». Генеральный директор компании Максим Фирсов вскоре разместил в своем аккаунте на Facebook публикацию, в которой от лица «Яндекс.Еды» выразил соболезнования родственникам умершего и уточнил, что причиной смерти парня стала сердечная недостаточность.

В публикации Фирсов подчеркнул, что в связи со случившимся компания пошла на уступки своим сотрудникам и изменила для курьеров механизм выбора перерывов. Если раньше нужно было отпрашиваться у супервайзера, то теперь работники доставки могут сделать это сами — в приложении. Кроме того, гендиректор компании уточнил, что до 28 апреля откроется горячая линия, на которую курьеры смогут позвонить и поделиться своими проблемами анонимно.

«Наша задача — сделать так, чтобы подобного больше не повторилось и чтобы ребята, которые каждый день доставляют еду, чувствовали себя в большей безопасности и комфорте — это наша ответственность», — заявил в публикации Максим Фирсов.

Также он добавил, что вскоре в приложении курьеры смогут сами вызывать себе врача в случае, если почувствуют себя нехорошо.

Жизнь в постоянном стрессе

Действительно ли сервисы доставки и заведения так бережно относятся к своим сотрудникам? Что на самом деле думают о своей работе курьеры? Если посмотреть в Сети публикации, которые оставляют работники доставки, то восторженных из них единицы. Многие жалуются на усталость, скромную зарплату, неадекватных клиентов и, главное, руководство.

Усталость работников сказывается на качестве доставки. Это замечают и клиенты компании.

Михаил, бывший курьер «Яндекс.Еды» в Екатеринбурге, рассказал «360», что на самом деле к ним в компании относятся отвратительно. По его словам, работников не поощряют, но требуют каждую минуту выдавать максимальный результат. За любую провинность могут штрафовать, а вдобавок еще и наподдать словами.

При этом у курьеров раз на раз не приходится: один день ты сидишь в спальном районе, где никто ничего не заказывает, и не получаешь за свою работу деньги, а в другой — «бегаешь словно ошпаренный» по центру города, пояснил собеседник.

«И при этом еще получаешь вдогонку штрафы за то, что ты не успеваешь! Или из-за того, что торопишься и из-за этого у тебя еда не в самом приглядном виде доехала. Пользователи ставят за это более низкие оценки, а супервайзеры штрафуют и ругают. Зачастую доходило даже до личных оскорблений. Старались, конечно, прямо на мат не переходить, но в любом случае было неприятно слушать о том, что ты криворукий, медленный, позоришь компанию. Большинство [курьеров] откровенно выгоняли. Говорили: „Зачем тебе портить свою трудовую книжку, давай ты сам по-хорошему уйдешь“. Мол, если ты не можешь быстро работать, то такие люди нам не нужны», — рассказал Михаил.

Месяц возвращали трудовую книжку

Супервайзеры подгоняют курьеров, от этого страдает качество доставки, а пользовательский негатив приводит к тому, что начальство «лютует», уточнил собеседник «360». От постоянных нагоняев страдают и отношения в коллективе — все начинают друг друга подозревать в «блате».

Михаил пояснил, что у каждого курьера есть выделенный круг, внутри которого он должен успевать разносить заказы: около пяти километров. Полчаса в одну сторону, полчаса — в другую, и за час ты успеваешь только один заказ, а большинство заказов — «дальноходы», уточнил бывший сотрудник. 

«Заказы „из соседнего кафе в ближайший офис“ будто бы уходят кому-то по знакомству. Хотя при этом супервайзеры говорят, что нет никакого предвзятого отношения, это просто „твоя проблема, работай эффективнее“. Если за пять часов работы выполнил всего пять заказов, могли сказать, что надо задержаться, потому что план не дотягивает», — возмутился екатеринбуржец.

Есть задача: ты должен быстро пахать — и тогда ты будешь молодец. И на этом «молодец» все и заканчивается. И в итоге сидит десяток курьеров, все озлобленно смотрят друг на друга, потому что кто-то пойдет доставлять заказ в ближайший офис, а кто-то должен топать пять километров для того, чтобы отвезти бургер

Работать курьером сложно не только морально, но и физически, заявил Михаил.

«Появляется постоянная усталость — ты не высыпаешься, слишком много времени проводишь на ногах, от этого начинают болеть поясница и спина. Многие переходят на велосипед, чтобы успевать. А велосипед с точки зрения качества доставки еды уступает пешей ходьбе. Многие зимой носят сапоги, из холода в тепло и обратно — и вот ты уже постоянно болеешь. А за частые больничные тоже могли просто попросить уволиться», — рассказал бывший курьер.

Такое отношение к сотрудникам Михаила не устроило. Он вступил в открытый конфликт с руководством «Яндекс.Еды», и в итоге ссора обострилась до того, что бывшему курьеру целый месяц не отдавали трудовую книжку.

Обещали и не заплатили

Работа не фонтан не только у доставщиков в больших мультибрендовых компаниях, но и у ресторанов. Бывший курьер столичного отделения «Додо Пицца» Иван Варганов рассказал «360», что изначально в компании его привлекли условия труда, да и нужны были деньги. Говорили, что курьеры могут сами выстраивать себе график, завлекали бесплатными обедами. На деле все оказалось немного иначе.

Иван работал курьером с личным автомобилем — занятие менее «напряжое», чем бегать по городу с сумкой. Собеседник рассказал, что за 12 часов успевал в среднем отвозить 20 заказов и особенно не уставал. Однако и отдыха не давали.

«Отдыха не было как такового, но, пока ждешь заказ, можно было заниматься чем хочешь. Мог минут 20 спокойно кушать — никто не спрашивал, почему так долго ездишь. А если и спрашивали, то можно было сказать, что ждешь, пока клиент сам вернется домой», — поделился Иван.

Казалось бы, очень удобные условия. Но не все так гладко.

Обещали свободный график, и я поставил себе с 10:00 до 22:00. Но руководство по своему усмотрению в итоге проставило с 10:00 до 00:00. Не нравится — увольнение

Иван предоставил «360» скриншот личного кабинета, в котором отображается зарплата за день. На нем видно, что в среднем за 10-12 часов работы курьер получал чуть больше двух тысяч рублей.

За день автокурьер накатывал под 70 километров по городу, а оплату бензина никто не возмещал, но это оговаривалось еще до приема на работу, признался собеседник «360». Однако тогда никто не предупреждал, что придется ездить на собственной машине намного дальше, чем это предполагалось.

«Иногда просили доехать бог знает куда до другой пиццерии. Я работал в Южном Бутове, а меня послали доставлять заказы в Северное, когда там сломалась печка в пиццерии. Обещали доплатить, но в итоге не заплатили ничего. Если обычно я ехал на заказ по району три-семь километров, то тогда это вышло в 10-20 километров. Ну и бывало, когда заставляли брать только один заказ и везти довольно далеко. Считай, ездил за бесплатно», — вспомнил бывший курьер.

Кроме того, его могли «припрячь» заниматься уборкой или помогать грузчикам, хотя это не входило в обязанности и дополнительно не оплачивалось, уточнил Иван. «Неадекватно, что я курьер, но с чего-то вдруг должен был мести территорию рядом с пиццерией и помогать разгружать поставку за бесплатно, хотя в мои обязанности это никак не входило», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама