«Из мира будущего» в мир реальный. ИИ дописал пьесу Дворжака через 115 лет после смерти композитора | 360°

18 июня 2019, 04:00

«Из мира будущего» в мир реальный. ИИ дописал пьесу Дворжака через 115 лет после смерти композитора

Читать 360 в

Пьеса композитора Антонина Дворжака «Из мира будущего» в течение 115 лет оставалась незаконченной. Искусственному интеллекту AIVA на ее завершение понадобилось всего 72 часа. Теперь оркестр Prague Philharmonia готовится исполнить произведение для широкой публики. Неужели композиторов, художников и представителей других творческих профессий оставит без работы компьютер?

Как сообщил портал Motherboard, компания из Люксембурга AIVA Technologies совместно с Digital-агентством Wunderman в 2018 году запустила эксперимент для музыкального искусственного интеллекта.

Реклама

«Мы хотели понять, может ли ИИ положительно повлиять на творческий процесс. Все боятся ИИ, думают, что ИИ заменит людей. Но я оптимист. Я думаю, что если люди достаточно разумны, они поймут, как использовать ИИ, и он окажется очень полезным», — пояснил креативный директор пражского офиса Wunderman Ричард Стайбитц.

Произведение Дворжака было не первым, которое создал, изменил или завершил искусственный интеллект AIVA («Айва»). Как правило, программе нужно чуть меньше минуты, чтобы сгенерировать нечто новое и оригинальное, но над пьесой «Из мира будущего» пришлось потрудиться. Процесс ее дописывания занял примерно 72 часа.

Конечно, не обошлось без помощи людей. Когда очередной фрагмент был закончен, специалисты, реализующие проект, прослушивали его и отмечали, подходит ли музыкальный отрывок под стиль композитора или нет. В результате получилось законченное произведение.

Оркестр Пражской филармонии сыграет третью часть «Из мира будущего» в ноябре. После этого музыканты запишут свои партии в студии, звукорежиссеры обработают треки. Так миру будут представлены все три части завершенного через 115 лет после смерти композитора произведения.

Предшественники AIVA

В мире существует около 15 стартапов, основанных на создании искусственного интеллекта, который пишет оригинальную музыку. Некоторые из них способны в промышленных масштабах выдавать электронные произведения. Среди них Melomics Media. За период с 2010 по 2013 год в рамках проекта ИИ создал около миллиарда композиций. Любую из них можно использовать бесплатно. В рамках Melomics Media работали два искусственных интеллекта. Один специализировался на классической музыке, второй — на поп-музыке.

Реализацией проекта занимались сотрудники Университета Малаги (Испания). К сожалению, проект со временем закрыли. Эксперты посчитали, что созданные ИИ мелодии сильно проигрывают тому, что придумано человеком. Это стало особенно ясно видно, когда одна из композиций Melomics была исполнена симфоническим оркестром Лондона. Слушатели отметили, что им пришлось столкнуться с весьма сложной для восприятия музыкой.

Некоторые реализуемые в мире проекты предполагают смешение созданных композиторами-людьми музыкальных произведений или их отрывков. Машина подбирает наиболее гармоничную (согласно алгоритмам) комбинацию. В результате на выходе должен получиться коммерчески применимый саундтрек.

На самом деле идея создания компьютерной музыки появилась еще задолго до появления самих компьютеров. Считается, что первое произведение, которое было создано искусственным интеллектом, появилось еще в 1957 году! Это был «Струнный квартет №4». Композитор из США Леджарен Хиллер в тандеме с профессором Университета Иллинойса Леонардом Иссаксом запрограммировал компьютер ILLIAC так, чтобы он выдал музыкальное произведение.

Позднее для трека создали оркестровку. Композицию отрепетировали и записали в студии. Профессиональное сообщество негативно отреагировало на композицию. В музыкальных кругах продолжали считать, что лишь человек может создать что-то настоящее, живое, эмоциональное, а машине нельзя поручать творческие процессы.

В 70-е идея алгоритмизации процесса написания музыки стала чрезвычайно популярной. Знаменитый британский рок-певец Дэвид Боуи вместе с Тайем Робертсом создал Verbasizer — специальную программу, которая из заранее загруженных слов и фраз создавала новые формы, меняя фрагменты местами. На треках «Берлинской трилогии» можно услышать результаты этой работы. Кстати, текст к песне Outside помогла написать именно эта программа.

В 1980 году в Калифорнийском университете профессор Дэвид Коуп придумал «Эмми» (EMI). Это система, которую «обучили» копировать стиль композиторов, а затем на основе этих данных создавать оригинальные произведения. В научном сообществе «Эмми» произвела фурор. Продолжением «Эмми» стала виртуальный композитор Эмили Хоуэлл, которая должна была уже не копировать других, а создавать свой собственный музыкальный стиль.

Через несколько десятилетий в популярном американском шоу American Idol появилась участника Тарин Саузерн. Она стала звездой и планировала выпустить дебютный альбом, но боялась затеряться среди других не менее талантливых ребят. Поэтому Саузерн приняла решение написать альбом при помощи искусственного интеллекта. Выбор пал на стартап Amper.

ИИ Amper пользовался внесенной в него базой и, применяя внутренние алгоритмы, выдавал наборы мелодий. Человеку оставалось заранее лишь указать необходимый музыкальный жанр и настроение.

«Я ехала в машине и подумала, что хочу написать песню. Я взяла телефон, зашла в программу, выбрала жанр “рок”, и настроение “в дороге”. Спустя минуту она выдала мне 30-секундный трек. Он, конечно, еще не был готов к тому, чтобы крутиться по радио, но в нем были аккорды, некоторая структура и он звучал… приятно», — позднее рассказала Тарин.

Она взяла за основу услышанную композицию, доработала ее и в результате появилась песня Break Free. В интернете нередко можно встретить комментарии, что трек достаточно интересен, оригинален, но типичен, например, для Евровидения.

Позднее Саузерн презентовала полноценный альбом под названием I am AI. На обложке указано, что сопродюсером пластинки выступила программа Amper. Нет, ИИ не написал всю музыку ко всем трекам. Amper создал лишь базовые структуры. Саузерн потом значительно изменяла их, потом придумывала слова и исполняла.

Зачем нам AIVA?

Многие называют AIVA («Айва») одной из самых ужасающих разработок современности. Люди продолжают спорить о месте искусственного интеллекта в творческом процессе и опасаются, что компьютеры вот-вот заменят людей.

Специалисты AIVA Technologies убеждены — бояться и спорить могут только те, кто не сталкивался с ИИ.

«Это как бы наоборот: ИИ помогает им с определенной потребностью. ИИ может создавать идеи для вас, и вы сами решаете, какие идеи вы хотите продвигать. ИИ может помочь тем, кто не обучен музыке, писать лучшую музыку. И я думаю, что это довольно мощная идея, потому что неплохо быть более креативным, независимо от того, какие инструменты вы используете», — заявили разработчики «Айвы».

AIVA считается первым в мире виртуальным артистом, которого удалось зарегистрировать как композитора. Следовательно, все плоды труда ИИ AIVA защищены авторским правом. Подтвердить это могут в организации по защите авторских прав Франции и SACEM в Люксембурге.

По мнению эксперта по искусственному интеллекту и нейробиолога-теоретика Вивьен Мин, искусственный интеллект — мощный инструмент, который позволит значительно ускорить процесс для художников-людей и представителей других творческих профессий.

«Искусственный интеллект — это инструмент, чтобы исследовать маловероятные и непроверенные комбинации и расширять произведения человеческого творчества», — заявила Вивьен Мин.

Она отметила, что теоретического предела ИИ не существует. Самое главное — научиться людям воспринимать то, что было создано машиной, наделять произведения смыслом и эмоциями.

Глава проекта AIVA Пьер Баррю рассказал, что в основе работы этого искусственного интеллекта поистине гигантская база классической музыки, которая переведена в формат MIDI и загружена. Он назвал главным умением «электронного композитора» создавать собственные паттерны. Кроме того, «Айва» умеет «предсказывать», каким будет развитие музыкальной темы в случайно выбранном паттерне. ИИ умеет с вероятностью 100% находить у самого себя плагиат и удалять его.

Единственным недостатком разработчики считают конечный формат созданной «Айвой» музыки. Пока это только MIDI, оркестровку ИИ делать пока не умеет. Сейчас программисты работают над тем, чтобы обучить «Айву» нескольким важным вещам:

— понимать, плохую или хорошую музыку удалось сочинить;

— выбирать те фрагменты и треки, которые максимально соответствуют требованиям человека-заказчика;

— создавать оркестровку без участия человека;

— анализировать сценарий фильма, разбивать его на смысловые части и выделять эмоции, которые в этих частях задействованы.

На сайте проекта можно сделать запрос на создание музыкального трека. Достаточно лишь указать желаемую продолжительность, тип и финансовые возможности. Эксперты опасаются, что цены на саундтреки к фильмам и играм значительно упадут, если их за минуту-другую сможет генерировать машина. Но это произойдет еще не скоро. Впрочем, уже сейчас некоторые произведения AIVA звучат по-настоящему человечно.

Реклама

Реклама