facebook_pixel
  • 08 апреля 2019, 16:47

    Из «Мартина» в Martini. Как производитель семечек замахнулся на знаменитый алкогольный бренд

    Семечки от Martini могут появиться на российских прилавках. К известному своими алкогольными напитками бренду через суд обратилась российская компания «Мартин». Каковы шансы на появление «элитных семок», узнал «360».

    Из «Мартина» в Martini. Как производитель семечек замахнулся на знаменитый алкогольный бренд

    Российский производитель снеков, пива и безалкогольных напитков «Мартин» подал иск к Bacardi & Company Ltd. В обращении истец попросил досрочно прекратить правовую охрану товарного знака Martini, под которым ответчик выпускает популярные игристые вина и вермуты.

    Как следует из картотеки дел Суда по интеллектуальным правам, «Мартин» просил прекратить защиту товарного знака Martini по нескольким классам международной классификации товаров и услуг. В том числе речь идет о мясе, рыбе, птице, овощах и фруктах, зерновых продуктах и хлебе, шоколаде и кондитерских изделиях, дрожжах и солоде, пиве и безалкогольных напитках, соках, минералке и других товарах, относящихся к классам 29-32. К указанным в иске услугам классов 35, 39, 42 относятся реклама, транспортировка, упаковка и хранение товаров, промышленный анализ и так далее.

    Однако 2 апреля суд оставил иск без движения. Причиной стало отсутствие некоторых документов при подаче заявления российской компанией. По законам РФ, говорится в постановлении, суд должен установить юридический статус участвующих в деле иностранных компаний и их права на осуществление предпринимательской деятельности. Этот юридический статус определяется выпиской из официального торгового реестра той страны, где зарегистрирована компания. При этом такой документ истец должен получить не ранее, чем за 30 дней до подачи иска. А к моменту обращения в суд выписка должна быть переведена на русский язык и при необходимости пройти процедуру консульской легализации или проставления апостиля в установленные законом сроки.

    Однако ООО «Мартин» актуальные сведения о юридическом статусе Bacardi & Company Ltd. не предоставил. Поэтому иск оставили без движения до 6 мая, рекомендовав истцу исправить эти обстоятельства. В противном случае суд вернет документы заявителю и не будет рассматривать заявление.

    Досудебные переговоры

    В компании «Бакарди Рус» «360» сообщили, что иск был подан не к ним, а к головной компании, штаб-квартира которой находится на Бермудах. Поэтому они не имеют права давать комментарии по этому поводу. В пресс-службе ООО «Мартин» на запрос «360» не ответили.

    Руководитель направления процессуального права и ассоциированный партнер OOO «Редль и партнеры» Алексей Федоряка пояснил «360», что определение суда означает, что заявитель должен подтвердить местонахождение компании. Это нужно, чтобы суд смог известить ответчика по этому делу и спор не проходил без уведомления одной из сторон.

    «Поэтому в данном случае с истца требуют подтвердить, что компания зарегистрирована в таком-то месте, и в этом случае суд сможет направить условно повестку-определение и проинформировать о судебном деле. Если адрес не удастся установить, то сами понимаете, что в суде разбирательство без одной из сторон, даже без уведомления ее будет фактически незаконным. И решение можно будет отменить», — пояснил он.

    Федоряка уверен, что до подачи иска стороны успели провести досудебные переговоры, как того требует российское законодательство. Без этого суд просто не принял бы заявление от «Мартина».

    «В этой категории споров есть обязательный порядок, нужно сначала обратиться с предложением продать или отказаться от знаков, интересующих „Мартин“. Поэтому я думаю, что там в любом случае были какие-то переговоры, хотя бы официальное предложение-письмо было направлено. Иначе суд бы оставил заявление без движения на этом основании», — уточнил он.

    Шансы на победу

    По словам Федоряки, если компания-владелец бренда не сможет подтвердить, что использует его в отношении товаров, которые интересуют российского производителя, защиту торгового знака в этой части могут прекратить. Но передавать истцу права на старый товарный знак не будут. Вместо него заявитель сможет зарегистрировать новый.

    То, что Bacardi & Company Ltd. является иностранной компанией, не имеет, по словам юриста, никакого значения. Если товарный знак действует в России, значит, его регистрировали и в нашей стране тоже. Поэтому суд будет проходить здесь, а правообладателю просто направят информацию, что против него подан иск. По словам Федоряки, подобных случаев в российском судопроизводстве было немало.

    «У иностранных компаний разный подход к своим знакам. Для некоторых очень важно сохранить товарный знак любой ценой, например. И тогда компания может, как вариант, договориться с претендентом на товарный знак и выдать ему, например, лицензию на правоиспользование этого товарного знака, нового. Либо дать свое согласие на регистрацию, чего иногда бывает достаточно», — добавил он.

    В этом случае, отметил юрист, шансы на сохранение товарного знака у правообладателя невысоки. Если они и в самом деле не продают в России ничего, кроме игристых вин и вермутов. Поэтому, скорее всего, им придется как-то договариваться с производителем снеков. Хотя победа в суде будет зависеть не только от ассортимента Bacardi & Company Ltd. в России, но и от того, сможет ли «Мартин» доказать, что он будет производить эти товары под брендом Martini.

    Многое будет зависеть от того, что производит компания и насколько большой у нее интерес в деле. «Заявитель иска должен подтвердить, что действительно у него есть интерес, что он производит или готов производить именно эту продукцию под этим интересующим его брендом. Если он действительно производитель в этой сфере, то тогда, конечно, вероятность успеха будет довольно высокой», — заключил он.