• Воссоздана история советского летчика. Что известно о пилоте самолета, поднятого со дна Керченского пролива

    На пресс‐конференции в Симферополе раскрыли детали истории советского летчика, сбитого во время Великой Отечественной войны. Пилот принимал участие в десантной операции в 1943 году. Что еще известно о летчике, расскажет «360».
    Воссоздана история советского летчика. Что известно о пилоте самолета, поднятого со дна Керченского пролива

    Крымские историки и археологи установили имя советского летчика, сбитого во время боев в Керченском проливе в 1943 году. Американский истребитель Кертисс Р-40«Китти-Хок», подбитый немцами достали со дна 2017 году. Сотрудник Черноморского центра подводных исследований Павел Горбунов рассказал подробности восстановления истории летчика на пресс-конференции в Симферополе.

    Советский летчик

    В 2017 году со дна Керченского пролива достали самолет времен Великой Отечественной войны. После работы с архивными документами историкам удалось восстановить данные о советском летчике. За штурвалом самолета находился Николай Семенович Крайний.

    Павел Горбунов на пресс-конференции рассказал, что истребитель был сбит немцами 15 ноября 1943 года.

    Самолет был подбит в крыло, летчик смог посадить машину на воду, и на надувной лодочке дрейфовал в проливе

    — Павел Горбунов.

    Однополчанин Александр Карпов, узнав, что самолет его друга подбит — вызвался искать сослуживца. Карпов низко летел над проливом и увидел друга, который дрейфовал на резиновой лодке. Александр сразу же направил к нему спасательный катер.

    Павел Горбунов добавил, что это не единственная история спасения Николая Крайнего. В апреле 1944 года летчика сбили второй раз. На этот раз Крайний оказался в 15 километрах от мыса Тарханкут. Его сослуживец Карпов вновь возглавил поиски.

    Во время поисков он сбил немецкий гидроплан, который направлялся к Крайнему. Однако, Карпов не только спас Крайнего, но и взял в плен четырех немецких летчиков. Оба летчика прошли всю войну и прожили долгую жизнь.

    Николай Крайний умер в 1991 году и похоронен в Минводах. Александр Карпов — Герой советского Союза, умер в 1996 году и похоронен в Санкт-Петербурге. Заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев считает, что история Крайнего и Карпова — готовый остросюжетный художественный фильм.

    Расчистка истребителя продолжается на сегодняшний день, но когда работа будет завершена, самолет передадут в музей.

    Когда на территории 29 батареи в Керчи появится музей, общественники обещают создать инсталляцию «самолет на дне моря». Его не будут восстанавливать, он будет помещен в резервуар и будет выглядеть, как будто лежит на дне. С подсветкой это будет смотреться очень красиво

    — Виктор Вахонеев.

    «Китти-Хок»

    Американский истребитель Кертисс Р-40«Китти-Хок» пролежал на дне более 73 лет. Профессиональные дайверы достали со дна Керченского пролива самолет советского летчика. Поисковики обнаружили его на глубине 30 метров.

    Истребитель времен Второй мировой войны разрабатывала корпорация Curtiss-Wright. В качестве основы разработчики брали самолет «Хок-75», который выпускался с 1936 года. Истребитель имел 19 модификаций. Более 14 тысяч истребителей были на вооружении 26ти стран мира.

    «Именно такими в конце 1943 года были вооружены два истребительных авиаполка ВВС Черноморского флота — 7 иап и 62 иап», — рассказал военный историк Сергей Ченнык «Комсомольской правде».

    Это уже второй американский истребитель, который удалось обнаружить в Крыму. В 2016 году на дне озера Тобечик, на юге Керченского полуострова, нашли обломки «Р-39 «Аэрокобра».