11 мая 2019, 17:43

Искусство против природы. Как картины Айвазовского оказались на дне Черного моря и стоит ли их поднимать

Читать 360tv в

На дне Черного моря могут лежать картины Ивана Айвазовского. Крымские дайверы нашли в салоне затонувшего парохода «Генерал Коцебу» больше десятка картин и предполагают, что часть из них кисти знаменитого мариниста.

Элегантный и техничный

Колесный пароход «Генерал Коцебу» был построен на верфи «C.Mitchell & Сo» в Ньюкасле в 1866 году и назван в честь губернатора Новороссии, генерала Павла Коцебу. Считается, что пароход мог перевозить более 500 пассажиров.

«Судно длиной 230 футов, шириной — 28 футов имеет три класса для размещения пассажиров. Обеденный салон для пассажиров первого класса находится на палубе и имеет элегантно оформленные апартаменты. Стены покрыты деревянными декоративными панелями. Полы покрыты мозаичной плиткой Минтон, которая дает прохладный приятный эффект в интерьере. Двигатели были построены с особым вниманием к экономии топлива и оснащены всеми последними улучшениями для этой цели», — цитирует РИА «Новый день» старую газету London Times.

Как сообщается на сайте «Ретрофлотъ», 17 ноября 1869 года, имея на борту делегатов и представителей России, «Генерал Коцебу» стал первым пароходом, вошедшим в Суэцкий канал. На его борту находился художник Иван Айвазовский, который должен был запечатлеть историческое событие в своих картинах. Исследователи предполагают, что именно эти картины могут быть сейчас на дне Черного моря.

В 1884 году судно (исключая корпус) было капитально перестроено на верфи РОПиТ в Севастополе. А еще через 11 лет, 16 апреля 1895 года, пароход, идя в балласте, столкнулся в 12 милях от мыса Тарханкут с транспортом Черноморского флота «Пендераклия» и затонул. По информации «Интерфакса», военный пароход принял огни «Генерала Коцебу» за маяк. «Пендераклия» нанесла сильный удар в носовую часть судна, и пароход за 20 минут затонул. Всех пассажиров и экипаж удалось спасти.

Долгие поиски

Нашли затонувший пароход лишь спустя почти 120 лет. И теперь к нему регулярно отправляются экспедиции. В рамках одной из них Роман Дунаев и другие дайверы из экспедиции «Нептун» в одном из нижних трюмов, где, как предполагается, находился салон первого класса, обнаружили больше десятка картин.

«Он рисовал прохождение „Коцебу“ и всех остальных кораблей в Египте через Суэцкий канал. Это 100% подтвержденная информация. Нам историки говорили, что, когда Айвазовский находился на каком-то корабле, он часто дарил экипажу свои картины и зарисовки. Возможно, мы имеем дело с той коллекцией картин», — рассказал Дунаев радиостанции «Говорит Москва».

Дунаев со ссылкой на экспертов утверждает, что у Айвазовского была привычка оставлять часть картин на том корабле, где он работал. А о знаменитом путешествии в честь открытия Суэцкого канала знают все.

«Мы продолжим экспедицию, мы подали заявку в Фонд президентских грантов. Ждем ответа. В случае положительного результата мы продолжим наши исследования», — сказал Дунаев «360».

Поднять или оставить

Полотна сильно засыпаны илом. Дунаев считает, что это сыграло картинам на руку, ведь из ила получается отличный консервант. Однако реставраторы все равно не уверены, что работы Айвазовского удастся сохранить после того, как они столько времени находились в воде. Кроме того, непонятно, стоит ли вообще поднимать картины, ведь это очень дорого, не менее велик риск их повредить во время снятия.

«Первая экспедиция, которая пролила свет на эту интересную находку, обнаружила рамы с фрагментами. Но у археологов были весьма скептическое прогнозы, что что-либо могло сохраниться. Соленая вода Черного моря очень сильно размывает, не сохраняется ни бумага, ни полотна. Что-то могло бы сохраниться в Балтике, но не в Черном море», — рассказал участник исследования «Генерала Коцебу» в 2013 году Виктор Вахонеев.

В Черноморском центре подводных исследований ИА «Крыминформ» сказали, что пока можно говорить только об обнаружении рам.

«Это предположительно картины. Предположительно. Их никто на воздух не поднимал, согласно видеосъемке. Там, насколько я видел, только рамки от картин. Чтобы детально исследовать, надо поднять. Мы не имеем права, пока мы ведем разведку, пока у нас нет открытого листа. Будет у нас открытый лист от министерства культуры, тогда мы можем уже что-то поднимать», — сообщил агентству директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник.

Во время первой экспедиции дайверам удалось поднять на поверхность столовую посуду и посеребренные приборы с гравировкой РОПиТа, шкатулку с барометром французского производства, сигнальные фонари, фрагменты плитки с палубы производства английского завода «Минтон». Все эти предметы были переданы в фондовое собрание «Черноморского центра подводных исследований» и находятся в музее в Феодосии.

Кто-то уже поживился

По словам Вахонеева, экспедиция в 2018 году показала, что пароход кто-то разграбил. Он заметил, что «Генерал Коцебу» находится на большом удалении от берега в зоне где требуется определенное разрешение, причем достаточно глубоко, так что туда обычные дайверы не могут попасть.

Слова Вахонеева подтвердил и Дунаев. По его словам, в судне были профессионально «вырезаны специальные проходы», характерные для водолазных работ.

«Видно, что с момента, как он был обнаружен лет 10 назад, и до сегодняшний экспедиции, наблюдаются следы такого механического воздействия, вырезаны окна, кто-то по нему ходил, интерьер собирали, но до картин не долезли. Там видны следы, что там его кто-то „почистил“, и это не любители дайвинга, скорее всего, водолазные компании», — рассказывал Дунаев ТАСС в 2018 году.

По его мнению, на судно проникли явно не гражданские лица, а профессиональные службы, либо работавшие подводной сваркой, либо чем-то пропилившие их. Дунаев предположил, что судя по оставленным следам, проникновение было совершено несколько лет назад.

Реклама

Реклама