Иномарки под контролем: почему в России собираются увеличить утилизационный сбор для автомобилей | 360°

21 сентября 2017, 14:18

Иномарки под контролем: почему в России собираются увеличить утилизационный сбор для автомобилей

Читать 360 в

-

С 1 января 2018 года Минфин предлагает повысить на 15% утилизационный сбор на колесные и самоходные транспортные средства, выпускаемые в России, а также на автомобили, ввозимые из-за границы. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. Первой на документ обратила внимание газета «Ведомости».

Реклама

Поправки должны принести федеральному бюджету в 2018 году дополнительно более 28 миллиардов рублей, подсчитали в Минфине. Всего общие поступления в казну от утилизационного сбора в 2018 году составят 223,4 миллиарда рублей, в 2019-м «подрастут» до почти 260 миллиардов, а в 2020-м превысят 267,5 миллиарда рублей.

В условиях мировой нестабильной экономической ситуации и низких цен на нефть, государство пытается найти новые средства для бюджета, рассказала «360» аналитик Экспертной экономической группы Александра Суслина.

Минфин ищет дополнительные доходы для бюджета, поэтому и намеревается увеличить нагрузку на автомобильную промышленность. Впрочем, утилизационный сбор не является основным источником дохода бюджета, таким, как, например, средства получаемых от акциз на ключевые группы товаров — Александра Суслина.

В ходе заседания 18 сентября экономический блок правительства подсчитал, что прогнозируемый объем доходов бюджета на 2018 года составит 15 182 миллиарда рублей, а расходов — 16 514 миллиардов. Таким образом, дефицит составит 1,97% от ВВП.

Растет как на дрожжах

Впервые российские власти ввели сбор на утилизацию автомобилей еще в 2012 году, пытаясь защитить российский автопром от последствий вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Политика ВТО подразумевает снижение трансграничных пошлин на многие группы иностранных товаров. Базовая ставка для легковых машин тогда находилась на уровне 20 тысяч рублей, а для коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов составляла 150 тысяч рублей.

Согласно постановлению правительства, сбор платили как экспортеры иномарок, так и производители автомобилей на территории России. Экономический кризис 2014-2016 годов и последовавшая за ним девальвация рубля в прошлом году вынудила Минфин поднять ставки утилизационного сбора на 65%.

Впрочем, конечные цены на производимые в РФ автомобили останутся на прежнем уровне, поскольку все российские автосборочные заводы получают субсидии в рамках программы поддержки автомобильной промышленности, которые по объему средств сопоставимы со сбором, рассказал в беседе с «360» автоэксперт Роман Гуляев.

В случае повышения утилизационного сбора стоимость иномарок, ввозимых из-за рубежа, вырастит на 2-3%, в то время как цены на автомобили, которые собирают на заводах внутри страны останутся на прежнем уровне — Роман Гуляев.

На данный момент за новый легковой автомобиль производитель платит сбор от 44,2 тысяч рублей до 181,6 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя транспортного средства. На грузовой автомобиль его размер колеблется от 124,5 до 718,5 тысяч рублей. 

Переход на отечественное

За последние пять лет объем ввозимых из-за рубежа иномарок в Россию значительно «похудел», следует из данных аналитического агентства «АСМ-Холдинг». Так, в 2012 году в страну ввезли свыше 982 тысяч автомобилей, в 2014 году — чуть меньше 600 тысяч, а в 2016 году приехало всего 220 тысяч «иностранцев».

Тем не менее, спрос на импортные марки не сократился среди россиян, просто многие иностранные производители перенесли свое производство на российские заводы, объясняет автомобильный обозреватель Андрей Осипов.  

Дополнительная налоговая нагрузка в меньшей степени влияет на «автомобильные» вкусы потребителей. Тот человек, который хочет купить себе иномарку с определенным набором функций и опций купит ее, а не российский автомобиль, хоть он и будет дешевле — Андрей Осипов. 

В свою очередь, российская автомобильная промышленность наращивает обороты производства. Так, в августе текущего года показатели российского автопрома по выпуску легковых машин выросли почти на 25%, а грузового транспорта на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. По данным Росстата, в августе с конвейера России вышло 109 тысяч легковых автомобилей и 12,5 тысяч грузовиков.

Россияне также все чаще выбирают отечественные марки. Спрос на автомобили производства «АвтоВаза» вырос на 22% по сравнению с 2016 годом. В результате, в мае этого года, самой продаваемой моделью в России стала Lada Granta. Kia Rio съехала на вторую строчку, а третье место занимает корейский автомобиль Hyundai Solaris. При этом оба «корейца» собираются на российских заводах.

Реклама

Реклама