13 августа 2018, 18:40

Машина оценит. Проверку ЕГЭ хотят полностью переложить на искусственный интеллект

Читать 360tv в

К 2030 году разработчики материалов Единого государственного экзамена рассчитывают полностью переложить проверку работ на искусственный интеллект. К этому времени технология должна достигнуть такого уровня развития, что с ее помощью можно будет оценивать даже развернутые ответы учеников.

ИИ на ЕГЭ

Инициатором изменений выступил Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). По словам представителей организации, сейчас проверкой работ занимаются 40 тысяч экспертов, а компьютеры помогают лишь с текстовыми частями. Директор организации Оксана Решетникова рассказала «Известиям», что работа по данному направлению уже идет, но все изменения будут постепенными.

«Эти идеи уже в работе и будут развиваться в дальнейшем. Мы, безусловно, исповедуем эволюционный подход. Мы понимаем, что экзамен должен меняться, и главное, что меняться он должен в общем контексте развития системы. Но все изменения должны происходить поэтапно», — добавила она.

Информацию о переводе ЕГЭ на машинную проверку подтвердили в Рособрнадзоре. По их мнению, возможная замена экспертов ИИ является естественным следствием технологизации всех стадий экзамена. Однако до полномасштабного проведения изменений идею обсудят в профильном сообществе и неоднократно протестируют.

Исключить субъективность

Проверка работ компьютерами поможет исключит их субъективную оценку, считает руководитель института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. В искусственный интеллект для этого закладывают логические связки и критерии оценки. Другое дело, если речь пойдет об апелляции. Ее, вероятно, будут принимать эксперты.

«Мне кажется, что эту процедуру сложно передать компьютерам. Она должна сопровождать процесс сдачи и проверки работ искусственным интеллектом. Потому что здесь нужно разбираться с каждым конкретным случаем. Сейчас многие жалуются на процедуру подачи. Я надеюсь, что ее совершенствование и сохранение экспертов станет составной частью перехода на цифровую проверку работ», — пояснила она в разговоре с «360».

По словам Абанкиной, сейчас при подготовке учеников учителя ориентируются на схему вопросов с закрытыми ответами. В будущем эту сферу отдадут искусственному интеллекту. Он будет оценивать тексты, проверять правильность цитирования и высказываний, обоснованность выводов.

«В развитии этих технологий уже достигнуты большие успехи, в ближайшем будущем они также будут активно развиваться. Эксперты и так проверяют работы по определенным критериям. Эти критерии просто воплотят в логических алгоритмах для компьютеров», — заключила глава института.

Лучше экспертов

В распоряжении машин окажется весь массив текстов из электронной среды. А это гораздо больше, чем может держать в голове человек. Благодаря этому ИИ сможет проверить работу на плагиат, логическую связанность и обоснованность ответов. Качество проверки экзаменационных ответов, уточнила Абанкина, будет зависеть от качества проверяющих программ.

«Срок дан достаточно длительный, а активность в этой сфере идет высокими темпами. Сейчас приняты программы цифровизации экономики, кадров. В приоритетном национальном проекте речь ведется в том числе и о цифровизации образования, и выделяются серьезные средства, чтобы разработчики могли создавать и совершенствовать умные программы», — отметила Абанкина.

Многие уже разработанные программы, также как преподаватели, могут оценивать правильные, но нестандартные ответы или творческие работы. Возможно, даже лучше, ведь их создают с учетом пожеланий самих педагогов и экспертов.

«Сейчас ведется тестирование нескольких аналогичных программ для университетов. Но все же, когда мы говорим о ЕГЭ, то говорим не об олимпиадных или очень уж нестандартных задачах. На ЕГЭ школьник должен продемонстрировать набор ключевых компетенций, уметь решать тот или иной класс задач, то есть подтверждать полученный уровень знаний», - заключила она.

По личному опыту

Заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы Лев Айзерман напомнил «360», что ЕГЭ по русскому языку — единственный экзамен, который на одном уровне сдают все без исключения школьники и без которого невозможно поступить в вуз. В этом году 24 из 25 заданий проверял компьютер, и человеку, отметил учитель, там делать было нечего. И лишь одно задание оценивали эксперты.

«Весь вопрос в том, что проверяют. Если проверяются знания, то их можно проверить на уровне компьютера. Но если вы проверяете, скажем, сочинительную часть? В ней можно привести пример из литературы, а можно из жизни. И если ученик привел пример из швейцарской, или португальской, или аргентинской литературы? Мы же не можем заложить в компьютер все произведения мировой литературы. А что делать, если это его личный пример из жизни?» — рассказал учитель.

То есть как только в тексте появляется что-то человеческое, это уже не сможет оценить машина. Но и в этом случае все сводится лишь к типу заданий, поскольку уже сейчас большинство из них отдано на откуп программ. Правда, тогда и подготовка будет сведена к натаскиванию на расстановку правильных галочек. Но это, подчеркнул учитель, не развитие, это начинка и знания.

«Знания можно заучить. Мы все можем за четыре-пять дней подготовиться к экзамену по японской литературе, если, конечно, не придется читать тексты в оригинале. Недавно один педуниверситет провел проверку и выяснил, что половина поступивших на филфак не читала «Войну и мир», а половина - «Преступление и наказание». А знания — есть», - подвел итог педагог.

Реклама

Реклама