28 октября 2018, 00:31

Игра заканчивается? Что решили по Сирии лидеры «четверки» на саммите в Стамбуле

Читать 360tv в

Четырехсторонний саммит лидеров Турции, России, ФРГ и Франции по вопросам сирийского урегулирования прошел 27 октября в Стамбуле, в главном зале дворца Вахдеттин, когда-то принадлежавшего последнему султану Османской империи Мехмеду VI. Владимир Путин, Тайип Эрдоган, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель подтвердили твердую приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности Сирии, о чем сказано в итоговом коммюнике.

«Переговоры в многостороннем формате прошли в деловой атмосфере. Хотел бы поддержать мнение наших коллег и поблагодарить руководство Турции за организацию этой совместной работы», — оценил работу саммита президент России Владимир Путин.

В тексте итогового документа лидеры четырех государств подчеркнули необходимость «обеспечения быстрого, безопасного и беспрепятственного доступа гуманитарных организаций на всю территорию Сирии и немедленной гуманитарной помощи всем нуждающимся с тем, чтобы облегчить страдания сирийского народа». В связи с этим они призвали «международное сообщество, в частности, ООН и ее гуманитарные учреждения, увеличить помощь Сирии».

Главы государств-участников встречи подчеркнули свою твердую убежденность в том, что военного решения продолжающегося конфликта в Сирии не существует. Он может быть урегулирован только путем переговоров в рамках политического процесса.

«Все участники встречи согласны в главном: добиться долгосрочной стабильности в Сирии можно исключительно политико-дипломатическими средствами, в полном соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН и при строгом соблюдении принципов единства, суверенитета и территориальной целостности арабской республики», — цитирует РИА «Новости» слова Владимира Путина.

Будущее Сирии определят сирийцы

Президент России добавил, что будущее своей страны должны определять сами сирийцы. В этом заключается принципиальная российская позиция. Именно в таком контексте, по его словам, обсуждались на саммите объединения усилий в рамках астанинского формата и так называемой малой группы. Это поспособствовало бы началу реального политического процесса в Сирии, привлекло бы к нему все большее число заинтересованных и конструктивно настроенных представителей сирийского общества.

Для этого, подчеркнул российский лидер, должны быть созданы определенные условия. Одними из них являются запуск политического процесса по формированию конституционного комитета и начало его работы. Создание такого комитета должно проходить уважительно по отношению к законному правительству Сирии. Две части органа — от оппозиции и от Дамаска — уже сформированы. Необходимо согласовать представительство общественных организаций. Путин выразил надежду, что конституционный комитет заработает до конца 2018 года.

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что каким будет политический строй в Сирии, дело сирийского народа, однако необходимо помочь ему, обеспечив условия для голосования.

«Надо уважать правительство, которое суверенно, но вместе с давлением международного сообщества, и я настаиваю на этом», — подчеркнул он.

Немецкий лидер Ангела Меркель присоединилась к мнению своих коллег о том, что окончательное решение сирийского кризиса может быть достигнуто только политическими методами под эгидой ООН.

«То, что нам удалось согласовать общее коммюнике по важным вопросам, демонстрирует, что есть общая воля решать проблемы», — сказала Меркель.

Вопрос Идлиба

Путин отметил, что уровень насилия в Сирии значительно снизился, но важной задачей остается ликвидация скопившихся в провинции Идлиб радикальных элементов. Россия рассчитывает, что турецкая сторона обеспечит отвод оппозиции из демилитаризованной зоны как можно скорее.

«В случае если радикальные элементы будут препятствовать решению этой задачи, будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы», — сказал Путин, отметив при этом, что Турция делает все возможное для отвода сил оппозиции из зоны деэскалации.

Слова российского лидера подтвердил президент Турции Тайип Эрдоган.

«Мы продолжаем сотрудничать с Россией по Идлибу, у нас там 12 наблюдательных пунктов. Радикальные группы Турция возьмет под контроль, а Россия берет под ответственность, что режим не будет наступать на оговоренную в сочинском соглашении территорию. Тяжелая техника выводится. Наши ведомства, разведка работают совместно. Возвращение 60 тысяч беженцев в Идлиб — это большой успех, и я поздравляю господина Путина, и я хочу его поблагодарить за это», — сказал президент Турции.

Президент Франции заявил о неприемлемости военной операции в Идлибе, поскольку ее проведение может вызвать новую волну беженцев. При этом, по его словам, общим приоритетом в Сирии остается борьба с террористами.

«Наша воля заключается в том, чтобы продолжать борьбу с терроризмом, зная, что все проводимые операции полностью соответствуют гуманитарному праву», — заявил Макрон.

Канцлер Ангела Меркель напомнила, что лидеры Германии, Франции, России и Турции обязались сохранять перемирие в Идлибе на долгосрочной основе.

«Есть обязательство сделать все, чтобы дальнейшие гуманитарные катастрофы не происходили. Хорошей новостью стало, что Турция и Россия 17 сентября смогли согласовать работу над перемирием в Идлибе. Мы сегодня взяли на себя обязательства сделать все, чтобы оно переросло в стойкое и долгосрочное перемирие», — сказала Меркель.

Будущее нового формата переговоров

По словам Эрдогана, формат четырехстороннего саммита по сирийскому урегулированию с участием России, Турции, ФРГ и Франции может быть продолжен.

«Будем смотреть по обстоятельствам, если он окажется полезным, значит, продолжение вполне возможно. Это не замороженный проект, и, как и Астана, он может быть такого же рода, который может потребовать продолжения», — заявил он.

Владимир Путин отметил, что, хотя о новой встрече лидеров России, Франции, Германии и Турции на саммите не говорили, расширение участников урегулирования пошло бы на пользу Сирии.

«Что касается встречи, то мы об этом в этом формате пока не договаривались, но все возможно. Я считаю, что расширение возможностей, количества участников, принимающих участие в процессе урегулирования, оно идет на пользу», — сказал Путин.

Гуманитарная помощь

Президент РФ также предложил поддержать российскую инициативу проведения международной конференции по проблемам сирийских беженцев. На саммите стороны признали необходимость расширения самого понятия «гуманитарная помощь», имея в виду при этом поставку медицинского оборудования, лекарств, восстановление инфраструктуры и водоснабжения.

Тайип Эрдоган заявил, что свои финансовые обязательства по оказанию помощи сирийским беженцам должен выполнить и Евросоюз.

«Сумма 33 миллиарда долларов, истраченных на сирийских беженцев, показывает нашу решимость помогать им, у нас находится три миллиона беженцев», — напомнил турецкий лидер.

Надежда на окончание конфликта

По мнению журналиста-международника Аббаса Джумы, первое, что бросается в глаза в новостях о саммите, — состав его участников.

«Состав, который мы наблюдаем, — самое яркое свидетельство того, что астанинский формат остается самым успешным. В его рамках решается сирийский вопрос», — сказал он.

Джума напомнил, все началось с того, что Россия, Турция и Иран собрались и «решили действовать, а не топтаться на месте». Это три страны, которые действительно влияют на события, происходящие в Сирии. Однако долгое время этот формат пытались не замечать, а его решения не находили отклика на Западе.

«Но сегодня мы видим, что Меркель и Макрон сидели за одним столом с Путиным и Эрдоганом и вчетвером обсуждали самые главные вопросы в Сирии на сегодняшний день», — отметил журналист.

Что касается вопроса Идлиба, то тут, по его мнению, ситуация остается сложной и запутанной.

«Мы видим буферную демилитаризованную зону, ультиматум Турции, который Путин повторил дважды, а значит, это серьезно», — подчеркнул Джума.

Если Турции не удастся утихомирить боевиков в Идлибе, считает эксперт, то этим займутся российские ВКС. Насколько турецкой стороне удастся что-то предпринять, покажет время, но пока их успехи невелики. Буферная зона является важной для безопасности окрестных территорий, но не устраняет угрозу боевиков, которые остаются в Идлибе, не собираются складывать оружие, воюют друг с другом и устраивают теракты. Пока Эрдогану не удается продемонстрировать миру серьезные подвижки. Джума считает, что в рамках этого саммита, скорее всего, обсуждались пути выхода из сложившейся ситуации.

«Понятно, что все стороны имеют собственный интерес. Турции крайне невыгодно комплексное решение ситуации военным путем. Эрдоган прямо заявил о необходимости дипломатических усилий. Туркам очень нужно, чтобы остались только их боевики. Макрон высказался в привычном ключе про то, что Асад должен уйти. Однако сам факт встречи четырех лидеров внушает надежду на окончание конфликта в обозримом будущем», — подытожил эксперт.

Зачистить Идлиб

Политолог, президент научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский уверен, что стратегически на сирийский вопрос повлияет только зачистка Идлиба от террористов.

«Идлиб — помойка общесирийского масштаба, где сконцентрирована подавляющая часть всех террористов. Это последний резерв, последняя надежда некоторых больных идеей свержения Асада западных стран, да и Саудовской Аравии», — сказал он.

Вопрос Идлиба, подчеркнул эксперт, важен и для Турции, и для российско-турецких отношений. Это часть сложной, долгой, многоходовой игры, в которой смешались дипломатия, военные и контртеррористические усилия.

«В этом плане саммит, конечно, важен», — подытожил эксперт.

Похоже, что игра окончена

Политолог, специалист по Ближнему Востоку Маис Курбанов напомнил, что встреча лидеров четырех государств происходит в Турции впервые с начала войны в Сирии. Именно Стамбул серьезно влияет на ситуацию в Идлибе, где главной проблемой для мирных жителей остается концентрация боевиков, мешающих возвращению на родину. Это опасность не только для Турции, но и для Европы.

«Европейцы уже поняли, что не стоит ориентироваться в решении сирийского вопроса на США. Соединенные Штаты — слишком далеко и чувствуют себя в безопасности. Поэтому рано или поздно согласие по мирному урегулированию в Сирии должно быть достигнуто. Правда, Запад настоял на отсутствии на саммите представителей Ирана, хотя астанинский формат переговоров по Сирии всегда был удачным. Благодаря этим переговорам были достигнуты большие успехи в Сирии», — сказал эксперт.

Владимир Путин, подчеркнул политолог, вновь акцентировал внимание на том, что изначально предлагал всему миру: на поддержке законно избранного президента страны.

«Но оппоненты продолжают выражать несогласие и желание делать так, как им хочется. Так же, как они развалили Ирак и Ливию. Такой же сценарий готовился и для Сирии, но все долгие усилия сместить Асада оказались бесплодными. Похоже, что игра заканчивается», — считает Курбанов.

Политолог отметил, что Запад очень много говорил о мире и раньше, но продолжал поддерживать террористов, помогать им убивать сирийских граждан и ничего не делал для восстановления мирной жизни. Хочется надеяться, что на этот раз обещания не будут пустыми, в Сирии наступит мир, и беженцы смогут вернуться домой.

Неожиданность для оппонентов России

Председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук отметил, что четырехсторонний саммит в Турции по сирийскому урегулированию стал во многом неожиданным.

«Прежде всего для оппонентов России. У кого-то из них, если говорить образно, оружие выпало из рук», — сказал он.

Тем не менее, подчеркнул эксперт, следует пытаться использовать все форматы, которые могут помочь в вопросе перехода от войны к миру в Сирии. Германия и Франция являются коллегами России по еще одному сложному процессу: украинскому. Хозяйка саммита, Турция, прямо вовлечена в политические и дипломатические процессы по сирийскому урегулированию и входит во все блоки с российским участием.

«Поэтому состав участников можно назвать оптимальным. Он подходит не только для обсуждения насущных проблем, но и для продвижения в их решении», — считает Трофимчук.

Он отметил, что в ходе встречи были достигнуты договоренности и по экономическому урегулированию в Сирии. Для перехода от войны к миру потребуются достаточно серьезные расходы.

«Россия постоянно напоминает о том, что готова вести переговоры на эту тему с любыми сторонами, которые также стремятся к процессу политического урегулирования в Сирии», — подытожил эксперт.

Реклама

Реклама