Личный «Христос во гробе». Как Минкульт и семья коллекционеров делят картину Брюллова | 360°

29 мая 2018, 20:28

Личный «Христос во гробе». Как Минкульт и семья коллекционеров делят картину Брюллова

Читать 360 в

Коллекционеры из Германии Александр и Ирина Певзнер вот уже 15 лет не могут забрать свою картину из хранилища Русского музея в Санкт‐Петербурге. В 2003 году было установлено, что она принадлежит кисти Карла Брюллова, после чего полотном заинтересовалась ФСБ.

Выборгский суд обязал Минкульт до 1 июня вернуть Певзнерам полотно Карла Брюллова «Христос во гробе». Собиратели живописи боролись за картину в суде более 10 лет. Но даже сейчас нет уверенности, что ведомство выполнит решение инстанции.

Реклама

Карл Брюллов важен для российской культуры — в разговоре с «360» искусствовед Вера Лагутенкова назвала его «связующей нитью между отечественным и западноевропейским искусством». Несмотря на то, что «Христос во гробе» не самая известная работа мастера, министерство культуры не хочет выпускать картину за рубеж. Вера Лагутенкова склонна объяснять эту ситуацию тем, что «картины Брюллова у нас воспринимаются как национальное достояние».

Борьба за «Христоса»

1840-е годы. Карл Брюллов написал картину «Христос во гробе» по заказу графа Николая Адлерберга. Владелец умер в Мюнхене в 1892 году Там же осталось произведение.

1932 год. Картину без подписи автора передали в православный храм в Брюсселе.

2002 год. Православная община продала картину коллекционерам из Германии Александру и Ирине Певзнер за 100 тысяч евро. Авторство Брюллова не подтверждено.

2003 год. Экспертиза Русского музея подтвердила, что картина принадлежит кисти Карла Брюллова. Полотно арестовали сотрудники ФСБ. Картину отправили на хранение в запасники музея без права на экспонирование.

Владельцам холста предъявили обвинение в незаконном перемещении через границу культурной ценности: следствие признало недействительной декларацию о режиме беспошлинного временного ввоза.

2011 год. Суд признал арест картины необоснованным. Выдвинули версию о сговоре владельцев полотна с таможенниками.

2013 год. Истек срок давности иска. Выборгский суд вынес постановление о конфискации картины.

Леноблсуд признал конфискацию незаконной и вернул картину владельцам. Они не успели вывезти полотно из-за того, что Минкульт не выдал на это разрешение.

2016 год. Верховный суд РФ подтвердил конфискацию.

2017 год. Конституционный суд предписал Верховному суду пересмотреть решение в отношении дела Певзнеров, так как оно не соответствует Конституции РФ. Президиум Верховного суда вынес решение о возвращении картины коллекционерам.

На данный момент

Картина до сих пор хранится в Русском музее. Выборгский суд уже несколько раз обращался в Минкульт с просьбой исполнить решение инстанции. Как пишет «Коммерсант», 4 мая временно исполняющая обязанности председателя горсуда Светлана Киселева отправила директору Департамента культурного наследия министерства культуры Юрию Евтюхину письмо с убедительной просьбой исключить картину из музейных реестров и обеспечить все необходимое для ее оформления таможенниками для вывоза за границу. Все это должно быть сделано до 1 июня 2018 года.

Представители министерства культуры отказались комментировать ситуацию до истечения указанного судом срока. Завотделом русской живописи XVIII–XIX веков Русского музея Григорий Голдовский рассказал, что никаких постановлений от Минкульта не получал.

По праву собственности

«360» связался с адвокатом Максимом Крупским, представляющим интересы четы Певзнер. Он рассказал, что коллекционеры категорически несогласны с обвинениями, с которыми он разбирается уже 15 лет.

«Мягко говоря, Ирина и Александр этой ситуацией недовольны», — подчеркивает юрист. Прошел уже год, как было вынесено решение суда, согласно которому владельцам нужно вернуть картину. Но Максим Крупский до сих пор переписывается с министерством культуры, пытаясь убедить исполнить постановление.

«На протяжении всех этих лет его (клиента — прим. „360“) право собственности нарушается. С прошлого года, когда было вынесено решение президиума Верховного суда и картина должна была быть ему возвращена. Однако министерство культуры проступает так, как уже известно всем следящим за этим процессом, и отказывается исполнять судебное решение», — подчеркнул Крупский.

Сейчас Выборгский суд, ответственный за контроль за исполнением судебный решений, дал распоряжение Минкульту исключить картину из музейного фонда и вернуть Певзнерам.

В ведомстве возражают: производство по делу не прекращено, а у чиновников в распоряжении нет необходимых документов. Крупской же утверждает, что министерству были предоставлены все бумаги вплоть до сопроводительных писем из судов.

Реклама

Реклама