За полвека до #MeToo. Был ли харассмент в СССР | 360°

08 декабря 2018, 00:01

За полвека до #MeToo. Был ли харассмент в СССР

Читать 360 в

С легкой руки американской общественной активистки Тараны Берк и поддержавшей ее актрисы и певицы из США Алиссы Милано человечество в октябре 2017 года познакомилось с движением #MeToo. Женщины из разных стран мира начали обвинять мужчин в использовании служебного положения ради удовлетворения своих сексуальных стремлений.

Рушатся карьеры и ломаются судьбы популярных актеров, режиссеров и политиков. Многие представители сильного пола вынуждены каяться и нести наказания порою даже за дела давно минувшие. Весной 2018 года движение пришло и в Россию, выразившись в претензиях представительниц прессы к депутату Леониду Слуцкому. Теперь актриса Наталья Варлей вспомнила о домогательствах Леонида Гайдая во время съемок «Кавказской пленницы» — режиссер якобы пытался поцеловать ее в отеле. Как же обстояли дела с сексуальными домогательствами в Советском Союзе?

Реклама

Первые в борьбе

В современной России чрезмерный и криминальный интерес к представителям противоположного пола наказуем в рамках статьи № 133 УК «Понуждение к действиям сексуального характера». За «понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)» можно получить не только штраф до 120 тысяч рублей, но и лишиться свободы на срок до одного года. Если же речь идет о подобных действиях в отношении несовершеннолетних, то наказание будет более суровым — до пяти лет.

Мало кто знает, что в начале ХХ века наша страна первой в мире ввела уголовную ответственность за так называемый sexual harassment, который в то время мужского доминирования на планете считался явлением вполне обыденным. Женщина тогда была бесправна, не имела голоса даже в быту, не говоря уже о политике. И вот в 1926 году в стране победившего народовластия молодые девушки столкнулись с привычными проблемами, нанимаясь на работу к так называемым «нэпманам» — владельцам мелкого и среднего бизнеса, возникшего в СССР в годы Новой экономической политики. Новоявленные буржуа зачастую склоняли работниц к интиму в рабочее время.

Реакция Совета народных комиссаров, как тогда называлось правительство страны, была быстрой и четкой. В УК появилась статья № 154, предусматривавшая за «понуждение женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении коего женщина являлась материально или по службе зависимой», лишение свободы на срок до пяти лет. Но всегда ли соблюдался этот закон на практике?

Скорее всего, повседневная жизнь простого обывателя была столь же сложной и многогранной, как и в наше время. На виду оставались судьбы самых ярких представителей элиты – политиков, деятелей искусства и, безусловно, актрис, которых любил народ. Всегда находился и тот, кто любил и желал их больше дозволенного. Некоторые советские артистки присоединились к движению #MeToo еще до его возникновения.

Окуневская — великий мистификатор?

Популярная актриса Татьяна Окуневская — знаменитая «Пышка» из одноименного, еще немого фильма Михаила Ромма — в своих мемуарах написала, что однажды грозный нарком внутренних дел Лаврентий Берия обманом увлек ее на собственную дачу. При этом артистка была уверена, что едет с государственным деятелем на выступление в Кремле.

Окуневская рассказала и о другом домогательстве. Через несколько лет ее добивался еще один советский силовик — министр госбезопасности Виктор Абакумов. Однажды во время приема он пытался без разрешения поцеловать Окуневскую, за что получил пощечину. Отвергнутый поклонник не простил унижения и приказал арестовать женщину за «антисоветскую агитацию и пропаганду». В своих записках актриса называет еще несколько высокопоставленных «ухажеров», в числе которых — лидер Югославии маршал Иосиф Броз Тито.

Окуневская действительно была арестована в 1948 году, осуждена на 10 лет по статье 58.10 и вышла на свободу лишь после смерти Сталина – в 1954 году. Однако ее дочь, проживавшая с матерью в одной квартире, опровергла наличие у нее высокопоставленных ухажеров и даже назвала актрису одним из «великих мистификаторов XX века». По словам дочери, Окуневскую арестовали за связь с иностранцем, и никакой мести министра Абакумова в этом не было.

Так или иначе, дальнейшая карьера сложилась для Татьяны Окуневской достаточно гладко – она играла в Ленкоме и снималась в кино почти до самой смерти в 2002 году. Но не всем актрисам так повезло.

«Список Пырьева»

Выдающийся советский режиссер и сценарист Иван Пырьев, прославившийся постановкой картин «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Идиот», «Белые ночи», «Трактористы» и других, очень любил женщин. Он был женат трижды, но проявлял интерес не только к законным супругам. У «Ивана Грозного», как прозвали Пырьева, существовал свой негласный «черный список» актрис, которых не приглашали в советские фильмы. Причиной тому был отказ в любви деятелю кино, который в разные годы являлся заместителем председателя Большого художественного совета министерства кинематографии, директором киностудии «Мосфильм», председателем Союза кинематографистов и депутатом Верховного совета СССР. Женщина, отказавшая такому, была обречена сниматься лишь в третьесортных фильмах на вторых ролях.

Досталось от Пырьева Кларе Румяновой, Ольге Бган, Алле Будницкой, Ие Арепиной, Людмиле Марченко. Из-за последней в 1953 году кинематографист расстался со своей второй женой Мариной Ладыниной, всегда снимавшейся в картинах мужа. В тот момент она играла в «Испытании верности» женщину, от которой уходит супруг. Так случилось и в реальности. Причем Пырьев пообещал, что актрису больше никогда не позовут ни в одну картину. И слово свое сдержал.

В течение долгих 13 лет никто не снимал в кино и Екатерину Савинову, отвесившую Пырьеву пощечину за приставания во время «работы над ролью» в «Кубанских казаках». Даже после утверждения ее в картине Григория Чухрая «Сорок первый» Марютку сыграла другая артистка. Савиновой досталась только одна главная роль – в киноленте собственного мужа «Приходите завтра…».

«Разврат, пьянка, совращение девушек»

В марте 1955 года за сексуальный скандал поплатился своим постом министр культуры СССР Георгий Александров, который вместе с товарищами создал «настоящий притон», как было сказано в письме в адрес генсека Хрущева. Автором жалобы, поступившей в ЦК КПСС, была мать 18-летней девушки, забросившей учебу. Разгневанная женщина жаловалась на связь дочери с 60-летним писателем Константином Кривошеиным, который увлек студентку на некую «нехорошую квартиру».

В числе прочих посетителей «борделя» упоминаются собственно Александров, литературовед и партийный деятель Александр Еголин, член-корреспондент АН СССР Михаил Иовчук и многие другие. «Я прошу Вас, Никита Сергеевич, сделайте, чтобы эти дела этих людей не остались безнаказанными», - написала рассерженная мать.

По личному указанию Хрущева было проведено специальное расследование Комитета партийного контроля, представителям которого удалось выяснить много пикантных деталей происходившего с высокопоставленными чиновниками, актрисами и другими девушками. Вскрылось, к примеру, что «часто в санаторий „Узкое“ к 12-1 часу ночи на машинах приезжали Александров, Еголин, член-корреспондент АН СССР Иовчук и другие, шли в директорский кабинет, который к этому времени специально подготавливался. Затем через 1,5-2 часа туда же приезжали из Москвы машины с молодыми девушками. К семи часам утра вся эта компания, чаще всего в состоянии сильного опьянения, уезжала».

Георгия Александрова сняли с должности министра культуры, а затем президиум Верховного совета СССР отстранил его от исполнения обязанностей депутата. Партийному и государственному деятелю пришлось отправиться в Минск научным сотрудником Института философии Белорусской академии наук. И это был еще не самый печальный финал – драматурга Кривошеина обвинили в спекуляции картинами и отправили на нары, а Еголин в результате скандала подорвал здоровье и вскоре скончался.

В ЦК поступали жалобы и на главного дирижера балета Большого театра Юрия Файера, который, «находясь уже в преклонном возрасте, оформляет пятый развод». В докладах указывалось на «его фривольное, отеческое отношение к молодым балеринам, на которое, однако, смотрят как на вполне допустимое в условиях ГАБТа». Фигурировал в этих документах и главный художник Большого театра Рындин, который «бросил семью с двумя взрослыми дочерьми и сошелся с артисткой Улановой», главный балетмейстер театра член КПСС Лавровский, который «бросил жену с ребенком и живет в настоящее время с другой балериной», главный режиссер театра Покровский и другие.

В 1962 году министр внутренних дел РСФСР Вадим Тикунов доложил руководству страны о поведении депутата Верховного Совета СССР, министра сельского хозяйства Владимира Мацкевича, который 3 февраля пришел в гостиницу «Москва» в нетрезвом состоянии и «пытался завести к себе в номер студентку МГУ Ашурову». Ничто человеческое не было чуждо, как видно, и советским чиновникам.

Реклама

Реклама