ХабАД. Пермские православные потребовали признать популярное еврейское течение сектой
Все нулевые православная общественность Перми — казаки, ветераны МВД, журналисты, публицисты‐антисемиты — протестовали против строительства в городе центра Хабад, ортодоксального еврейского течения, очень популярного в России. Конфликт дошел до того, что активисты попросили главного сектоведа России Алескандра Дворкина вынести свой вердикт и признать хабадников опасными сектантами. Подробнее о непримиримой борьбе пермяков — в материале «360».
«ВКонтакте» / Елена Зыкина
«Секта опасная и человеконенавистническая»
Группа православных активистов из Перми, уже много лет выступающих против строительства в городе еврейского общинного центра, попросила председателя президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина выразить «принципиальную позицию» относительно иудейского религиозного течения
К Дворкину обратились руководители православных спортивных клубов и гимназий, ветераны МВД и Новороссии, журналисты, даже бывшие помощницы главы местного Хабада и другие представители местной общественности. Они в своем послании обращают внимание на «положительный прецедент» запрета в России протестантского течения Свидетелей Иеговы (деятельность запрещена на территории РФ) и отмечают, что хабадники — секта «гораздо более опасная и человеконенавистническая».
До этого, как отмечает агентство «Перископ», активисты обращались с тем же в Московскую патриархию. Оттуда они получили лишь общий ответ про духовный кризис, охвативший современную Россию, и агрессивный характер «псевдорелигиозных сект», о просвещении адептов которых нужно «сугубо молиться». Главная тема запроса активистов — строительство общинного центра Хабад в городе — в патриаршьем ответе затронута не была.
Такие пустые и бессмысленные отписки местные жители давно уже не получают даже от самых бестолковых и трусливых чиновников пермской мэрии. Мы глубоко возмущены и разочарованы позицией патриархата
— Андрей Сасарин, один из авторов письма.
«Они преступают не только границы этики, но и закон»
Сам сектовед Александр Дворкин в разговоре с «360» заявил, что пока не получал никакого письма.
Я не занимаюсь течением Хабад, обращайтесь к иудеям, пусть они между собой разбираются. Я совершенно ими не занимался, никаких пострадавших к нам оттуда не поступало. Поэтому я ничего про них не знаю.
Письмо-либо очевидный фейк, либо провокация— Александр Дворкин.
«360» обратился к иудеям, однако в
РИА «Новости» / Валерий Мельников
Конфликт вокруг строительства общинного центра в Перми связан с недопониманием, считает религиовед, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Православные активисты не понимают, что из себя представляет течение Хабад. Оно широко представлено в рамках Федерации еврейских общин России и является полноправным направлением ортодоксального иудаизма (хасидизма). Таким образом, требование признать Хабад сектантской организацией равноценно признанию сектой всех хасидов, что граничит с антисемитизмом, отметил эксперт в разговоре с «360».
Я думаю, что в данном случае часть общественности, которая обращается к Дворкину, преступает границы не только этики и корректности, но, возможно, и закон. Такие предположения оскорбительны для еврейской общины
— Роман Лункин.
Дворкин известен тем, что может виртуозно опорочить практически любое религиозное объединение, включая зарегистрированные религиозные организации, добавил Лункин. Под его удар нередко попадают
В ответ верующие обвиняют Дворкина в работе на ЦРУ, торговле маленькими детьми или же простом разжигании ненависти. Дольше всех зашел директор центра индийской культуры «Шри Пракаш» Прасун Пракаш, обвинивший богослова в «моральном терроре» в отношении индуизма и подавший иск против него в суд. С подачи Пракаша в начале 2017 года в индийском Дели прошел митинг, участники которого сожгли чучело сектоведа.
40 лет по Перми
Недопонимание Хабада пермяками длится уже множество лет, с середины нулевых годов. Первоначально общинный центр планировалось построить в районе Разгуляй, на месте, где ныне располагается памятник историку Василию Татищеву. Однако общественность выступила против. «Тащить в историческое сердце Перми синагогу
Тогда власти через
Наконец, в конце 2015 года был найден новый участок на улице Энгельса, напротив Дома культуры железнодорожников, но общественность выяснила, что вместе с центром будет построена и синагога, и вновь вышла протестовать.