07 августа 2018, 02:55

«Граммар‐наци» на службе полиции: как лингвист‐криминалист помог раскрыть десятки преступлений

Читать 360tv в

Эксперт‐криминалист Джон Оллсон является признанным специалистом‐лингвистом, который по небольшим фрагментам набранного на телефоне или компьютере текста может проанализировать индивидуальную стилистику письма, и многое рассказать о его авторе.

Он утверждает, что любой человек неосознанно выбирает определенные слова, особым образом выстраивает фразы, использует запятые и заглавные буквы, и его текстовые сообщения помогают криминалистам прочитать между строк то, что он сообщать не собирался.

Джон Оллсон утверждает, что у каждого из нас вырабатывается своя манера писать текстовое сообщение, и ему она заметна. На основании своего метода ему удалось раскрыть немало тяжких преступлений. В 2009 году он опубликовал книгу «Словопреступление: раскрытие преступлений с помощью криминалистической лингвистики» (Wordcrime: Solving Crime Through Forensic Linguistic). В августе в продажу поступит ее продолжение «Подробнее о словопреступлении».

С помощью анализа смс-сообщений Оллсону удалось найти убийцу Дианы Ли. Владелица собственного бизнеса по обслуживанию фуршета была убита своим любовником Дэвидом Райаном. С ее телефона он посылал сообщения, которые должны были успокоить близких женщины, чтобы дать ему время избавиться от тела.

Однако Оллсон заметил, что Диана Ли в смс-сообщениях никогда не ставила пробел после запятой, а Дэвид Райан напротив, как в своих посланиях, так и в тех, которые он рассылал от ее имени. Кроме того, убитая заканчивала предложение запятой, а не точкой, а Райан после точки или вопросительного знака обычно ставил два пробела.

На основании показаний лингвиста мужчину приговорили к 34 годам тюрьмы.

Для лингвиста-криминалиста обвиняемый в первую очередь автор текста

Ему также удалось найти автора изданной в 1902 году в Чикаго книги «Эксперт за карточным столом» (The Expert at the Card Table). Это пособие по карточным фокусам до сих пор считается культовым среди фокусников и шулеров. Она была издана под псевдонимом SW Erdnase, и имя автора оставалось неизвестным. Джон Оллсон с помощью лингвистического анализа сумел определить, что ее написал Эдвард Гэллауэй. Он работал наборщиков в чикагской типографии, где книга была издана впервые.

Криминалисты довольно давно используют анализ текста для того, чтобы больше узнать о преступнике. Но до сих пор им требовались рукописные образцы. На почерк человека влияет его психическое состояние, но его частные признаки всегда остаются.

Почерк формируется в первые 20 лет жизни, но может видоизменяться под влиянием травм или продолжительных болезней. По рукописному фрагменту эксперты в состоянии определить возраст, пол, образование, профессию и даже национальную принадлежность.

Благодаря Голливуду весь мир знает о письмах, которые в 1968–1969 годах посылал полицейским маньяк-убийца, скрывавшийся под псевдонимом Зодиак. Его послания были тщательно изучены, но из четырех криптограмм разгадана только одна.

Исследователи смогли выяснить, что Зодиак испытывал бред самоутверждения, переходящий в манию величия. Маньяк хотел игры, испытывал недостаток внимания в реальной жизни и мучился чувством недооцененности. Эксперты выделили некий литературный стиль, характерный для преступника, экспрессивный и выспренний — «энтузиаст столетия», «волнующий опыт».

Он также систематически пропускал буквы в словах и использовал буквосочетания, не существующие в английском языке. Лингвисты утверждали, что дело не в его неграмотности, а в создании новояза, основанном на понятных только ему символах и словах. Одно из них — «crackproof» — было переведено как «заломать», а другое — «fk» — как «трахать».

Однако Зодиак так и не был пойман, его уголовное дело открыто до сих пор. Следовательно, метод хоть и рабочий, но гарантии поимки преступника не дает. Может ли быть сколько-нибудь действенным способ, основанный даже не на рукописных образцах, а на тексте электронного письма или смс-сообщения?

Ученый-криминалист Роман Ардашев считает, что да.

«Лингвистическая экспертиза, и у нас в стране, проводится достаточно давно. Другое дело, что она основывалась на рукописном тексте. С развитием цифровых технологий метод, основанный на набранном тексте, имеет место быть, и в этом ничего удивительного нет. Другое дело, как давно Джон Оллсон этим занимается, и насколько глубоки проведенные им исследования», — сообщил он «360».

О существовании метода, основанном на изучении идиостиля, индивидуального авторского стиля, сообщил «360» профессор, завкафедрой русского языка и стилистики ЛИТИНСТИТУТА, доктор филологических наук, замглавного редактора «Вестника Литературного института», член редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» Александр Камчатнов. Он признал, что технология не дает стопроцентной гарантии, является вспомогательной, но может существенно сузить круг подозреваемых.

«Я знаю людей, которые после филфака пошли работать в органы. Например, на основании лексики, семантики, орфографии, фонетики и особенностям произношения они могут дать экспертное заключение, прослушав телефонный разговор. Существуют типичные ошибки для англоговорящих людей, армян, грузин или немцев. Что касается русских преступников, то если есть достаточно большой объем текста, на основе особенностей лексики, стиля, грамматических черт, конечно, можно сделать заключение об особенностях языка автора», — отметил Александр Камчатнов.

Возможно, метод Джона Оллсона не так революционен, как хотел представить он сам и его издатель. В США основателем метода психолингвистического анализа считается профессор Сиракузского университета Мюррей С. Майрон. Он составил так называемый «словарь угроз», который к 1996 году содержал 350 категорий, презентующих более 250 тысяч слов. Для их анализа и пополнения профессор использовал компьютер, который анализировал и сопоставлял слова автора текста со словарем «среднего человека», и находил слова – «автографы».

Криминалистической психолингвистике посвящен раздел в учебнике «Криминальная психология», написанного Образцовым В.А. и Богомоловой С. Н. В нем подробно рассказывается, как на основе рукописных, машинописных и иным способом исполненных текстов осуществлять идентификацию их авторов, чтобы решить весь комплекс диагностических задач.

Как и наши зарубежные коллеги, мы отрабатывали мелкие признаки, позволяющие определить личность преступника, совершившего тяжкие и особо тяжкие деяния. Мы издали сборник, рассказывающий как на основе мельчайших признаков, определить мотивы, личность и возраст злоумышленника

По его словам, существуют условные и безусловные признаки, позволяющие определить мотив, если он неизвестен следствию, пол, возраст и даже нарисовать примерный портрет. Виноградов «без ложной скромности» отметил, что российские эксперты далеко опередили и европейские страны и государства постсоветского пространства.

«Мы эти работы начали давно, и с помощью подобных методов тяжкие и особо тяжкие преступления раскрываются в значительном проценте. Пока найти с их помощью казнокрада или жулика, орудующего с помощью электронных счетов нельзя, но вскоре это станет возможным», — резюмировал эксперт-криминалист.

Реклама

Реклама