«Говорящая голова» и «Дежурный по области». Аналитики разобрали соцсети глав российских регионов | 360°

20 февраля 2019, 00:01

«Говорящая голова» и «Дежурный по области». Аналитики разобрали соцсети глав российских регионов

Читать 360 в

Фонд «Петербургская политика» представил результаты исследования активности губернаторов России в социальных сетях. Из 85 лидеров регионов собственных аккаунтов пока не имеют только 17 человек. Самые интересные выдержки из аналитики и причины популярности соцсетей среди глав регионов — в материале «360».

Возвращение в Сеть

Аналитики фонда разделили отношения губернаторов с социальными сетями на три этапа: первый был характерен для второй половины нулевых и начала десятых годов. Как пояснил в беседе с «360» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, тогда президентом был Дмитрий Медведев, который позиционировал себя как сторонник прогресса, а значит руководителям регионов отставать было нельзя. Тогда все стали массово заводить себе аккаунты во «ВКонтакте» и Facebook.

«То есть главным адресатом прихода в социальные сети губернаторов была федеральная власть, а конкретным адресатом был Дмитрий Медведев. А после его ухода — зачем губернатору тратить на это время?» — пояснил Алексей Макаркин.

Второй этап, утверждают аналитики, начался с возвращением в президентское кресло Владимира Путина и продолжился до 2017 года, когда губернаторы с опаской относились к прямым коммуникациям с жителями через Сеть, опасаясь выяснения отношений. Но и тогда оттуда ушли не все. Осталась часть настоящих энтузиастов.

Возвращение в социальные сети губернаторов случилось перед выборами 2018 года, когда руководители регионов поняли, что нужно максимально вовлекать молодежь, которая полностью ушла в интернет, свидетельствуют данные исследования. 

В конце прошлого года появились сообщения, что правительство может оценивать коэффициент полезной деятельности губернатора по его активности в социальных сетях. Во время форума «Сочи-2019» премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил, что интересуется деятельностью глав регионов в социальных сетях.

Социальные лидеры

Первое место по качеству ведения аккаунтов в социальных сетях получил исполняющий обязанности главы Республики Башкортостан Радий Хабиров. Человек, который занимает пост руководителя региона только с октября прошлого года смог обойти таких тяжеловесов, как Сергей Собянин и Рамзан Кадыров.

У него есть свои странички в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а также аккаунт в Instagram. Тем самым он охватывает самую большую часть аудитории социальных сетей. Основной месседж, который Хабиров пытается донести до своих подписчиков: «Каково управлять республикой глазами главы».

В приведенном анализе говорится, что публикации с официальных мероприятий Хабиров чередует с личными постами и рассказами из собственной жизни. При этом на себе он внимания не концентрирует, чем располагает к себе.

При этом все посты из Instagram часто дублируются в другие социальные сети.

На втором месте расположился руководитель Дагестана Владимир Васильев. Эксперты оценили его основной месседж словами «Да — это наш кандидат!». Кроме Instagram у него также есть страница в Facebook.

Но явно, что ведет он эти страницы не сам, так как и воспринимаются они исключительно, как работа команды поддержки. Все тексты написаны от третьего лица, а также сопровождаются фотографиями с надписями, которые превращаются в лозунги. В итоге вместо живого губернатора пользователи получают плакатного героя, но это также пользуется успехом.

«Я успешный и стильный мужчина» — такой основной посыл социальных сетей руководителя Татарстана Руслана Минниханова, который ведет Instagram, «ВКонтакте» и Twitter. Каждое утро на рабочем месте он фотографирует вид из своего кабинета, поэтому снимков с одним и тем же пейзажем в его ленте достаточно много.

Судя по всему, аккаунт в Instagram он ведет самостоятельно, делая селфи на различных мероприятиях и публикуя не так много протокольных снимков. Минусом можно назвать его Twitter, который практически полностью повторяет его Instagram.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отметил, что большинство успешных аккаунтов ведут специально нанятые для этих целей сотрудники, которые не только формируют общую повестку профиля, но и координируют обратную связь с подписчиками.

По его мнению, на рейтинг нужно смотреть критически, так как многие популярные среди пользователей социальных сетей политики занимают не такие высокие позиции.

Личные страницы

Некоторые губернаторы ведут социальные сети, как абсолютно личные страницы, на которых делятся с жителями управляемого региона советами и рассказами из своей жизни. Это позволяет аудитории понять, что губернатор действительно существует, но пока остается далеким от народа человеком.

Губернатор Курганской области Вадим Шумков ведет только страничку во «ВКонтакте», где не только рассказывает о том, как пытается «проворачивать заржавевшие шестеренки системы», но и публикует фотографии своей собаки.

При этом он простым языком призывает читателей делиться проблемами в комментариях, не пытаясь отправить их «в личку». Отвечает то он сам, то представители муниципальных властей. Сопровождение записей музыкальными треками позволяет ему не становится формальным чиновником.

Школьник — отличник, которому можно доверить не только класс, но и целый регион. Настоящий «Дежурный по области» — все это Андрей Клычков, глава Орловской области.

Он использует свои социальные сети не только для принятия жалоб от населения, но и сам критикует отдельные службы и ведомства, которые не помогают гражданам. Он выступает проводником между населением и чиновниками. Но главная проблема: слишком большая зона ответственности. Всем он занимается по чуть-чуть. И еще один минус, он не использует дополнительных инструментов, которые дает ему социальная сеть.

Основной месседж «Губернатор-кулинар» воплощает в себе глава Мурманской области Марина Ковтун.

На своей странице в Instagram она показывает себя, как женщину руководителя, который воплощает в себе строгость и теплоту. Она регулярно публикует снимки еды с рецептами и даже ввела специальный хэштег #обожаюготовить.

Но желание показать свою лучшую сторону размывается по остальным темам, поэтому официальная информация менее интересна.

Глава Ненецкого Автономного округа Александр Цыбульский призывает всех «Жить позитивно». Во всей хронике он ведет рассказ от первого лица и показывает свою настоящую жизнь. Минусом является использование казенного языка протокольной информации.

«Авторы доклада утверждают, что лучшие аккаунты принадлежат молодым технократам, что свидетельствует об омоложении кадрового состава на госслужбе, но на деле первые места занимают политики, которые находятся у власти уже не первое десятилетие», — подчеркнул директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Неудачный опыт

В списке худших аккаунтов всего пять страниц, но три из них это исключительно протокольные фотографии и абсолютно казенный язык.

«Говорящей головой» назвали губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, где кроме сухих фактов повестки нет ничего.

Руководитель Тывы Шолбан Кара-оол пишет будто материал в малотиражную газету, которую никто и никогда не откроет лишний раз. При этом потенциал у самого региона огромный и его стоило бы показать с интересной стороны, считают аналитики.

Для губернатора Липецкой области Игоря Артамонова ведение Instagram сравни обязательной отработке. Из пяти постов — четыре видео по актуальной повестке. Сняты в казенном учреждении и сказаны таким же языком.

Два других губернатора, чьи аккаунты стали самыми худшими по версии политических аналитиков несколько выбиваются из остальных. Так, глава Бурятии Алексей Цыденов ведет Instagram для себя.

Его месседж эксперты определили, как «Красавчик». Все записи хаотичны. Много песен и спорта. Аккаунт больше ориентирован на местное население.

На последнем месте находится Валерий Радаев, глава Саратовской области. Основной месседж его социальных сетей «Я здесь власть» говорит сам за себя.

В основном он размещает ролики «публичных порок» чиновников. Но все они выглядят достаточно постановочно. Это такой строгий царь, который поставил себя далеко от проблем простых людей.

Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов отметил, что низкая позиция в списке может говорить о том, что губернатор рискует в ближайшем будущем потерять свой пост.

«Рейтинг текущей политической элиты неминуемо снижается, поэтому власти стараются мониторить этот вопрос. <…> Для власти теперь важен имидж политика хотя бы в том регионе, которым он управляет. Если губернатор не заинтересован в популяризации себя и контакте с избирателями, то рано или поздно им заинтересуются в администрации президента, поэтому такие рейтинги важны для политиков, хоть могут и не отражать реальное положение дел», — заметил собеседник «360»

Модный Instagram

Самой популярной социальной сетью среди губернаторов стал Instagram. При этом некоторые руководители регионов пользуются всеми возможностями социальной сети. В частности, прямыми эфирами. Глава Пермского края и Ленинградской области Максим Решетников и Александр Дрозденко активно это практикуют. Во время эфиров они отвечают на вопросы жителей.

Другой способ ведения этой социальной сети — Live-трансляция из жизни губернатора. Таким методом пользуется глава Московской области Андрей Воробьев. В ленте сочетаются его личная активность и посты с официальных мероприятий, что позволяет сформировать образ серьезного, деятельного, прогрессивного руководителя, умеющего быть хозяйственником, отмечают исследователи.

Мода на Instagram пришла от руководителя Чеченской Республики Рамзана Кадырова считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он пояснил, что опыт главы северокавказского региона был очень успешен.

При этом эта социальная сеть позволяет не втягиваться в общественные дискуссии.

«Если ты оказываешься в другой социальной сети, где главное не иллюстрация, а текст, то ты втягиваешься там в полемику. К тебе придет оппозиция, начнет тебя критиковать. Что касается Instagram это фотографии и возможность показать себя человеком, который заботится о регионе», — подчеркнул он и пояснил, что красивые снимки это всегда хорошо.

По его мнению губернаторы пришли в социальные сети еще и потому, что это стало возможностью прямой коммуникации с гражданами всех возрастов, а это на сегодняшний день одна из самых важных задач, которая стоит перед властью. Если раньше социальные сети использовались по большей частью для отчета перед вышестоящим руководством, то сегодня на первое место вышли простые граждане.

Реклама

Реклама