• Глобальная сеть фейков. Почему фактчекеры перестали работать с Facebook

    Два крупнейших фактчекинговых партнера Facebook — агентство Associated Press и портал Snopes — разорвали отношения с социальной сетью. Почему компании отказались от партнерства и что теперь ждет соцсеть — в материале «360».
    Глобальная сеть фейков. Почему фактчекеры перестали работать с Facebook

    Игра в «Прибей крота»

    О решении фактчекеров стало известно в начале февраля. Если в AP никак не комментировали новость, то Snopes официально прекратил сотрудничество из-за «большого объема задач». В статье на BuzzFeed бывший управляющий редактор Snopes Брук Бинковски рассказала об «ужасной» работе с Facebook более подробно.

    По словам Бинковски, соцсеть изо всех сил пытается оценить масштаб фейковых и пропагандистских материалов на своих страницах. Теперь американской корпорации приходится бороться за оставшихся фактчекеров, чтобы хоть как-то преодолеть информационный кризис.

    Когда Facebook связался с Бинковски по поводу возможного сотрудничества со Snopes, она подумала, что таким образом сможет привлечь много внимания к работе своей редакции.

    «Однако я не осознавала, что мы вступаем в полномасштабный кризис, причем не только выдуманных новостей, но и всей журналистики, демократии и природы действительности, в которой мы все еще пытаемся разобраться. Оглядываясь назад, весь период с 2016 года кажется сюрреалистичным», — сказала Бинковски.

    Она отметила, что ее команду накрыло целой лавиной фейков. Специалисты пытались указать Facebook на проблемные точки, механизмы зарождения распространяемой лжи, но это не помогало — число фейковых материалов росло в геометрической прогрессии.

    «Попытка остановить этот цунами мистификаций и мошенничества напоминала бессмысленную игру с молотком „Прибей крота“ или битву с мифической Гидрой. Каждый раз, когда мы отрубали виртуальную голову, на ее месте вырастали еще две. Моя блестящая, но измотанная команда, перегруженная работой, делала все, что могла. Но потом мы осознали, что пытаемся вычерпать океан дырявым ведром», — пишет бывший управляющий редактор Snopes.

    Будни фактчекера

    Работа фактечекером, пишет Бинковски выглядела следующим образом: к аккаунтам редакторов добавляли инструмент для проверки материалов. Он выдавал длинный список публикаций, требующих анализа. Фактчекеры могли пометить новость одним из трех вариантов: правдивая, ложная или смешанная. Позже Facebook добавил еще одну рубрику «сатира», после того, как соцсеть стала удалять иронические материалы, которые ошибочно принимались за фейк.

    Основные вопросы команды Snopes вызывал процесс формирования самой подборки с новостями. Экс-редактор Snopes пояснила, что один раз пометив материал ложным, он всплывал снова и снова с измененными двумя-тремя словами.

    «Каковы были алгоритмы и критерии, которые генерировали списки статей для нас на проверку? Мы никогда этого не знали, и никто не говорил нам об этом. Однако одну закономерность мы все же нашли: как правило в подборку попадали „мусорные“ новости, а не действительно резонансные публикации, которыми нам стоило бы заняться», — подчеркнула Бинковски.

    По ее словам, команде скорее поручили бы проверить историю про женщину, арестованную за то, что она часами держала своих детей в запертой машине во время обеда в кафе, чем изучить «поток лживых антисемитских историй миллиардера Джорджа Сороса». Подобные материалы вообще никогда не появлялись в выборке на проверку.

    «Я так и не смогла выяснить, почему. Но, возможно, это было специальной опцией, а не техническим багом», — отметила Бинковски.

    По ее словам, чтобы справиться с этой серьезной проблемой, Facebook следует отказаться от идеи «манипулировать поведением общества», а также сделать механизмы, которые определяют то, что появляется в наших новостных лентах, открытыми и прозрачными. Наконец, третьим пунктом Биновски посоветовала соцсети нанять «целую армию модераторов», поскольку только так, по ее мнению, можно справиться с океаном из фейков.

    В январе этого года активнее бороться с «фейкньюз» Facebook и Google призвали в Еврокомиссии. Такое заявление прозвучало в ЕК в преддверии выборов в Европарламент, которые пройдут в мае. Корпорация Facebook ранее признала, что не приложила достаточных усилий для того, чтобы воспрепятствовать деятельности так называемых интернет-троллей перед выборами президента США в 2016 году. Как утверждали СМИ, тогда число аккаунтов, распространявших «фальшивые новости», достигало десятков миллионов пользователей.