18 сентября 2018, 14:09

Ил‐20 — глаза и щит войск. Главное об атаке на российский самолет в Сирии

Читать 360tv в

Военный Ил-20 был сбит ракетой сирийских ПВО. Причиной стали четыре израильских истребителя, спрятавшиеся за российским самолетом и вылетевшие из его «тени» прямо перед атакой. В районе крушения уже найдены фрагменты тел и обломки лайнера. Как трагедия может повлиять на отношения с Сирией и Израилем и чем важен сбитый самолет — в материале «360».

Сбитый Ил-20

Вечером 17 сентября российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 пропал над Средиземным морем, в 35 километрах от сирийского берега. На борту судна находились 15 членов экипажа, сообщило Минобороны. Военное ведомство сразу объявило, что самолет пропал во время налета четырех израильских F-16 на Латакию. Одновременно с атакой радиолокационные установки зафиксировали запуск ракет с находящегося в том же районе французского военного фрегата «Овернь».

Утром 18 сентября Минобороны объявило, что самолет был сбит ракетой сирийских ПВО во время захода на посадку. «Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200», — заявил официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.

Российские военные возложили ответственность за произошедшее на Израиль. Пилоты его ВВС точно видели садящийся Ил-20, уверены в Минобороны РФ. Однако Израиль пошел на провокацию.

«Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. <…> Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибли 15 российских военнослужащих», — добавил Конашенков.

Он пояснил, что предупреждение о планируемой операции поступило российскому военному командованию менее чем за минуту до налета. Из-за этого Ил-20 не успели убрать из зоны боевых действий. «По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону», — отметил Конашенков.

Провокатор трагедии

В разговоре с «360» военный обозреватель «Комсомольской правды» полковник в отставке Виктор Баранец заявил, что, судя по поступившей из Сирии и Минобороны информации, Израиль выступил в качестве провокатора этой трагедии. Площадь одного крыла Ил-20 — порядка 140 квадратных метров, длина огромного самолета — около 36 метров, поэтому прикрыться им очень легко.

«Израильтяне, зная, что зашли в опасный район, который контролируют и сирийская, и российская ПВО, выстроились над Ил-20 так, что сирийский радар видел только отметку от огромного российского самолета, за которым прятались израильские суда», — рассказал Баранец.

Когда до берега оставалось около 35-40 километров, израильтяне вышли «из-под защиты» Ил-20. На сирийских радарах появилось еще четыре отметки, из-за чего сработала ПВО. Российский самолет продолжал идти прежним курсом и фактически напоролся на «дружественную» ракету.

«Сегодня мы должны сказать Тель-Авиву, что безусловно отреагируем должным образом. Но первое слово должно быть за Дамаском. Он должен объявить о закрытии воздушного пространства над Сирией. И предупредить, что собьет любые самолеты, как вражеские, которые его нарушат», - подчеркнул Баранец.

Поиски экипажа

Сразу после исчезновения самолета с радаров в районе пропажи была организована поисковая операция с привлечением спасательного буксира ВМФ «Профессор Николай Муру» и еще семи кораблей и судов Военно-морского флота. Выяснилось, что самолет потерпел крушение в 27 километрах западнее от населенного пункта Баниас в провинции Латакия. Утром 18 сентября нашли фрагменты тел погибших военнослужащих.

«На борт российских кораблей подняты фрагменты тел экипажа и личные вещи, а также обломки самолета», — заявил представитель Минобороны.

Для более тщательного поиска к месту крушения направили судно проекта 11982 «Селигер» с глубоководными аппаратами. «На его борту имеются телеуправляемые необитаемые подводные аппараты „Супер ГНОМ“ и „РТ-2500“, способные погружаться на глубину до 2,5 тысячи метров, а также навигационное и гидроакустическое оборудование», — добавили в пресс-службе Минобороны.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибшего экипажа. «Президент глубоко соболезнует всем родным и близким и сослуживцам членов экипажа погибшего самолета», — передал его слова пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Пресс-атташе посольства Израиля в Москве Алекс Гандлер и пресс-служба политуправления сирийской армии отказались прокомментировать ситуацию.

«Действия израильского военного ведомства не отвечают духу российско-израильского партнерства, и мы оставляем за собой право на дальнейшие ответные шаги», — заявил министр обороны Сергей Шойгу.

Влияние на отношения с Сирией и Израилем

По мнению политолога Владимира Шаповалова, крушение самолета и гибель экипажа не осложнят российско-сирийские отношения. Ил-20 сбили в момент атаки Израиля на Сирию, что само по себе является грубейшим нарушением норм международного права и суверенитета Сирии. Причем данный случай — не первое нарушение суверенитета арабской республики со стороны Израиля, США и их союзников.

«Сирия является нашим военным союзником. Ее правительство официально обратилось к нам с просьбой о помощи. И Россия оказывает ей военное, экономическое, гуманитарное и дипломатическое содействие в рамках военного конфликта», — пояснил «360» Шаповалов.

Отношения России и Израиля уже достаточно сложны и неоднозначны. Страны имеют разные взгляды на решение как сирийского, так и других ближневосточных вопросов. В то же время они конструктивно развиваются. До последнего времени обе стороны согласовывали свои позиции и строили отношения, избегая серьезных противоречий.

«Я не думаю, что отношения подвергнутся серьезному кризису или разорвутся после такого десятилетия их выстраивания. Однако очевидно, что и Израиль, и страны Запада совершают акты агрессии против суверенного государства. Позиция России в этом вопросе всегда была твердой и, думаю, такой и останется. Россия и впредь будет поднимать вопросы о неприемлемости нарушения некоторыми странами суверенности других государств», — заключил политолог.

Главная потеря — люди

Ил-20 — военный самолет радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на базе пассажирского Ил-18. Хотя суда выпускали с 1968 по 1976 год, они остаются очень востребованными в российской армии. В частности, с их помощью координируют удары ВКС в Сирии.

Военный обозреватель и полковник в отставке Виктор Литовкин сообщил «360», что помимо Сирии Ил-20 используется на всех российских флотах: Черноморском, Балтийском, Северном, Тихоокеанском и так далее. У Ил-20 есть много иностранных аналогов. Например, американские самолеты радиоэлектронной разведки. Однако российский лайнер имеет ряд неоспоримых преимуществ.

«Он способен обнаруживать не только корабли, но и подводные лодки, передавать информацию в центр управления и даже сам атаковать суда глубинными бомбами. Может ставить систему радиоэлектронного подавления противника», — пояснил Литовкин.

Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов рассказал «360», что лайнер модифицировали под нужды военнослужащих — специально для радиоэлектронной борьбы. «Сам по себе самолет вполне надежный и проверенный временем. Его неоднократно использовали как в учениях, так и в операциях группировок российских вооруженных сил за пределами страны. Каких-то нареканий у военной авиации к техническим характеристикам или возможностям Ил-20 не было», — добавил эксперт.

Ил-20 используются в местах дислокации масштабных группировок войск. С одной стороны, самолеты подавляют радиоэлектронные атаки соперника, с другой — создают нужный для наших войск фон радиоэлектронных помех и помогают координировать действия разных частей армии.

Это специально созданная машина для выполнения задач радиоэлектронной борьбы. Уничтожение такого самолета сильно ослепляет нашу группировку войск. Но все же самая главная трагедия — погибший экипаж

Реклама

Реклама