Гибель на взлете. Почему Шереметьево позволило человеку оказаться на ВПП перед самолетом | 360°

21 ноября 2018, 13:50

Гибель на взлете. Почему Шереметьево позволило человеку оказаться на ВПП перед самолетом

Читать 360 в

Гражданин Армении погиб на взлетно-посадочной полосе аэропорта Шереметьево от столкновения с взлетающим самолетом. Как такое могло произойти и кто должен был предотвратить ЧП? Отвечают летчики и авиаэксперты.

В обязанности сотрудников аэропорта входит проверка состояния взлетно-посадочной полосы (ВПП), в том числе и на наличие посторонних объектов и предметов. Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что подобные процедуры выполняются с определенной периодичностью.

«Такие проверки проводятся не перед каждым взлетом или после каждой посадки воздушного судна. С учетом того, что интенсивность взлетов и посадок, особенно в часы пиковой нагрузки, весьма высокая, слишком частые проверки провели бы к драматическому снижению пропускной способности аэродрома. Нигде в мире столь частая проверка не практикуется», — объяснил аналитик.

По его словам, о посторонних объектах или предметах на ВПП диспетчерам сообщают и экипажи самолетов. Те передают информацию оператору аэродрома.

«Если своевременно выявить наличие постороннего человека не удалось, то возможна трагедия, свидетелями которой мы и стали», — подчеркнул Пантелеев. По его словам, такие случаи являются чрезвычайно редкими. Однако за нынешнее столетие это уже вторая гибель человека в аэропорту в результате столкновения с воздушным судном.

Задача обеспечения безопасности на ВПП, по большому счету, общая. Следить за подобающим состоянием полосы должен оператор аэродрома, в нашем случае — международный аэропорт Шереметьево. Соответствующие службы занимаются очисткой ВПП от снега, например, поддерживают ее в рабочем состоянии и так далее

Пантелеев добавил, что внезапно появившегося на взлетном поле человека банально должен кто-нибудь увидеть. Экипаж должен был сообщить диспетчеру, тот — передать оператору аэропорта. Оператор должен был наблюдать за территорией через камеры высокого разрешения. «Но в условиях низкой освещенности рассматривать постоянно каждый клочок земли — задача нереальная. Поэтому в основном принимаются меры, чтобы посторонних людей не могло появиться. Попасть на взлетно-посадочную полосу мужчина мог из-за какого-то сбоя в коммуникации между сотрудниками полиции и оператором аэропорта. Например, последний не был предупрежден о рисках, которые связаны с присутствием постороннего», — заключил руководитель аналитической службы.

«Все происходит быстро»

Летчик первого класса Андрей Литвинов добавил, что не заметить человека на взлетно-посадочной полосе достаточно сложно, однако все происходит стремительно.

«Фары у самолета светят ярко. Однако когда самолет на разбеге, пилот сосредоточен на том, чтобы судно следовало заданному направлению. Если что-то появилось сбоку, он действительно мог этого и не заметить. Все происходит быстро. Удар чувствуется, но мельком. Среагировать или затормозить — все зависит от расстояния», — пояснил Литвинов.

Кроме того, он исключил вероятность попадания погибшего под струи воздуха от двигателей лайнера. «Поток воздуха идет от двигателей сзади самолета. Чтобы им сбило, надо было с этой стороны и стоять. Странно было в таком случае, что он (погибший — прим. ред.) попал под самолет. Может, хотел проскочить, не учел скорость», — предположил он.

Человек на ВПП: чье-то упущение или случайность?

Погибший — 25-летний гражданин Армении Альберт Епремян. По имеющимся данным, его сняли с рейса из Мадрида за дебош. Ветеран гражданской авиации Олег Серов рассказал, что сам процесс выдворения дебошира с борта самолета должен тщательно контролироваться.

«По рации вызывается наряд, сначала сообщается диспетчеру. Тот передает в полицию детали — номер стоянки, гейт и прочее. Прибывает наряд, получает объяснения от старшего бортпроводника и пострадавших. Потом дебошира спускают и ведут. Территория кругом закрыта. Допуск на нее имеют лишь определенные лица. Например, летчикам разрешается находиться на ней только при выполнении служебного задания. Посторонних быть не должно», — подчеркнул Серов.

Ветеран гражданской авиации предположил, что произошедшее стало результатом чьего-то упущения, ведь снятие хулигана с рейса отслеживается полицией. Такого человека как минимум доставляют в линейный отдел транспортной полиции. «Камеры тоже должны были зафиксировать его присутствие. Есть датчики движения. Будет создана комиссия. Полиция, служба авиационной безопасности — они должны дать объяснения», — заключил Олег Серов.

С ним согласился и Олег Пантелеев, заявив, что после случившегося должна быть проведена тщательная проверка «с использованием средств объективного контроля».

«В Шереметьево есть видеокамеры высокого разрешения, которые просматривают практически большую часть перрона и взлетно-посадочных полос. Вполне вероятно, что перемещение этого пассажира по земле постфактум хотя бы в каких-то точках можно будет зафиксировать. Конечно, будут опрошены все лица, которые так или иначе контактировали с погибшим, чтобы проследить его путь из самолета», — полагает аналитик.

По его словам, окончательные выводы можно будет сделать лишь после завершения расследования.

Сейчас можно сказать лишь одно: и оператор, и наземные диспетчерские службы, и сотрудники полиции, и сотрудники Росгвардии, и техсредства нацелены на то, чтобы минимизировать риски подобного рода событий. В полной мере избежать их пока не удается. В мировой статистике такая практика тоже, к сожалению, присутствует

«Должностное преступление»

Бывший командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что в этой истории много странного. Он даже предположил, что заявление о дебоше на борту лайнера, с которого сняли погибшего, могло быть попыткой оправдать какие-либо ошибки при депортации гражданина Армении.

«Если человека депортируют, за ним должен быть контроль. Обычно это делается прямыми рейсами, не транзитными — это уже нарушение. Если был дебош, полиция должна была прибыть до высадки пассажиров, принять меры, задержать его и отвести в линейный отдел. Просто высадить его и оставить без контроля на ВПП или рулежной дорожке — это недопустимо», — высказался Романов.

Специалист заявил, что службы контроля безопасности как минимум не выполнили свои должностные инструкции. «Максимум — речь идет о должностном преступлении. Человек не мог попасть на рабочую ВПП. Это какой-то недопустимый нонсенс», — подчеркнул он.

Контроль за состоянием взлетно-посадочной полосы, обратил внимание Александр Романов, должен вестись в любое время суток, а выводы из случившегося стоит сделать очень серьезные.

«Случай довольно уникальный. Резонанс будет большой. Ответственность здесь лежит на целой цепочке людей. Но разбираться в произошедшем будут уже следственные органы», — подытожил Романов.

Реклама

Реклама