21 декабря 2017, 20:38

Сто лет одиночества. История подлодки‐призрака, необъяснимо пропавшей более века назад

Читать 360tv в

-

12 экспедиций, 103 года поисков, миллионы потраченных долларов — подлодка HMAS AE-1 пропала 14 сентября 1914 года и из исторического факта постепенно превратилась в легенду о призраках вроде «Летучего Голландца». Только тринадцатой поисковой партии все же удалось найти бесследно пропавший корабль.

Реклама

На дне морском

Об удивительной находке сообщила австралийский министр обороны Мариз Пейн в заявлении на сайте своего ведомства, опубликованном в четверг. Она отметила, что потеря первой подлодки на вооружении флота и ее экипажа была большой трагедией для австралийской нации.

Затонувшее судно обнаружили в водах Папуа-Новой Гвинеи, рядом с одним из островов архипелага Дьюк-оф-Йорк. Почти столетие оно пролежало среди рифов на глубине более 300 метров, словно капсула из другого времени, ждавшая своего открытия — подлодка прекрасно сохранилась и, по данным членов поисковой партии, выглядит целой.

Разгадана старейшая морская тайна Австралии. Судно и его команда наконец вернулись с боевого задания, начавшегося в 1914 году — Мариз Пейн, по «360».

Ученые на борту голландского исследовательского судна «Фугро Экватор» использовали для поиска субмарины новейшие технологии, включая необитаемый подводный аппарат — именно благодаря мощным объективам морского дрона и продвинутым средствам гидроакустической разведки, их усилия оказались успешными.

Подводный корабль изучили и сфотографировали, но для его поднятия потребуется отдельная операция. Потомки семей пропавших подводников рассчитывают, что правительство скоро вернет останки их родных на родину. Пока же на борту «Фугро Экватор» прошла поминальная служба по 35 матросам и офицерам, чье место последнего упокоения было, наконец, найдено.

Вековая тайна

Загадка исчезновения субмарины AE-1 и ее экипажа будоражила умы любителей морской истории больше столетия.

Подлодка и ее «сестра» AE-2 были заложены в 1911 году на верфях в английском порту Барроу-ин-Фернесс. Матросов набрали из числа из англичан и австралийцев, но командирами стали только британские офицеры — в то время подводный флот еще еще редкостью и специалистов подобного рода готовили лишь несколько стран включая Великобританию.

Капитаном AE-1 был назначен 30-летний Томас Бизант — молодой, подающий надежды офицер. Под его руководством, в мае 1914 года подлодка успешно преодолела океан, пройдя долгий путь от английских берегов до австралийского Сиднея.

С началом Первой мировой войны, AE-1 была включена в состав экспедиционных сил союзных государств, посланных для нанесения удара в сердце германской колонии Новая Гвинея. Силы были неравны — колонию обороняли ополченцы, поэтому непосредственно в боевых действиях подлодка участия не принимала. В 7:00 утра 14 сентября 1914 года она вышла из оккупированного порта Рабаул, получив задание провести разведку в окрестных водах — союзное командование опасалось контратаки крейсерской эскадры немецкого вице-адмирала Максимилиана фон Шпее.

Последний раз видели AE-1 около 14:30 дня. Тогда она обменялась сигналами с эскадренным миноносцем «Парраматта». Оба судна должны были отправиться обратно в Рабаул, но подлодка без объяснения причин отправилась дальше на северо-восток. Когда наступил вечер и она не вернулась в порт, стало понятно, что с ней что-то произошло.

На следующий день после пропажи, на поиски субмарины вышли сразу несколько кораблей. Она была оснащена радиостанцией, но не отвечала на сигналы. Вражеский флот замечен не был, обломков судна, тел матросов, пятен масла на воде, а также других следов битвы или аварии обнаружено не было — AE-1 словно бы растворилась в воздухе. С того момента ее судьба была неизвестна более ста лет.

Секрет призрака

С начала 1970-х годов, было предпринято 12 безуспешных попыток обнаружить подлодку. Периодически жители островов Тихого океана сообщали, что видели субмарину или ее останки, но ни одно из этих сообщений не подтвердилось. 55-метровое боевое судно, имевшее водоизмещение почти 800 тонн превратилось в призрака и тему для морских баек. Страшные истории о гибели подводного корабля, рассказывали жители острова, рядом с которым она исчезла, напоминает CBS News. Они уверяли, что видели монстра или «рыбу-демона» внезапно появившегося и исчезнувшего в воде.

Истинные причины крушения, вероятно, более прозаичны. По мнению ряда экспертов, подлодка слишком близко спустилась к неизведанному морскому дну и задела нижней частью корпуса острый риф, после чего мгновенно затонула — это объясняет почему не было найдено никаких следов крушения. Версию гибели судна от сильного удара по днищу разделяет вице-адмирал ВМС Австралии в отставке Питер Бриггс, участвовавший в поисках. Старый «морской волк» много лет искал пропавший корабль и был среди тех специалистов, кто смог точно определить район поисков.

Субмарина выглядит так, будто получила удар солидной силы, от которого сломался бортовой руль, повредивший ее корпус  — Питер Бриггс, по Guardian.

Впрочем финальное слово будет сказано, когда субмарину поднимут и смогут внимательно изучить — только тогда станет окончательно известно, что же произошло в тот день, когда первая подлодка Королевского австралийского флота ушла из своего порта на вечный патруль.

Реклама

Реклама