Гендер Х: как законодатели моды стирают грань между мужским и женским | 360°

17 сентября 2018, 20:17

Гендер Х: как законодатели моды стирают грань между мужским и женским

Читать 360 в

Тренд на гендерную нейтральность вторгается во все области жизни: от новых моделей одежды до туалетов, паспортов и языковых правил. Что произошло с привычным разделением полов в современном мире — читайте в материале «360».

Крупнейший финский универмаг «Стокманн» открыл целый этаж новых коллекций одежды. В отделе One Way (единый путь — прим. ред.) представлен ряд известных брендов, в том числе Calvin Klein, Kenzo, Burberry, Acne Studios, Marimekko, Makiam R-Collection, Dr.Martens.

Реклама

Главное отличие отдела от других: все представленные предметы одежды гендерно нейтральны. Если перевести на простой язык, отныне целый этаж самого большого магазина в центре Хельсинки будет местом продажи одежды, сделанной без учета мужских и женских различий. Финляндия знакомится с гендерно нейтральным шопингом, последует ли за ней остальной мир? Таким пугающим вопросом задается издание Vox и дает утвердительный ответ.

«Великое размывание»

Великим размыванием гендера называют в западной прессе андрогинную фэшн-революцию последних лет. Целый ряд влиятельных игроков индустрии от Gucci до Zara и H&M приняли в ней участие, выпустив коллекции, не привязанные к конкретному полу.

Оправдание очень простое: якобы только в США около 50% миллениалов (поколение, рожденное после 1981 года — прим. ред.) считают, что гендеров больше, чем два. Такие данные приводила влиятельная компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру. Она рекомендовала брендам задуматься над внедрением гендерно нейтральной продукции, определив миллениалов как наиболее толерантную к подобным изменениям возрастную группу. Был даже предложен новый термин — «дегендеризация».

Что она означает на практике? Для начала — постепенное внедрение андрогинных моделей одежды, создание отдельных секций с прицелом на полный отказ от разделения на мужскую и женскую. На такие эксперименты идут не только в Хельсинки, в 2017 году крупная сеть британских универмагов John Lewis смешала одежду в детском отделе, это было сделано ради борьбы с «гендерными стереотипами».

Естественно, унисекс внедряется не только в магазины, но и в сознание. Для этого к рекламе соответствующих товаров все чаще привлекают трансгендеров, а также моделей, чей пол внешне сложно определяем. С этим связан очередной виток борьбы с «врагами толерантности».

Если раньше самым страшным для селебрити было обвинение в расизме или гомофобии, то теперь к ним добавилась трансфобия. Буквально на днях в публикации трансфобного мема обвинили певицу Карди Би — на ее странице в Facebook появился рисунок человека, выходящего из двери с подписью: «Я надеюсь, никто не увидит, как этот транс выходит из моего дома». Певица в свое оправдание заявила, что мем опубликовал один из бывших членов ее команды.

Дегендеризация — это не только бизнес, но и образ жизни. К примеру, «Стокманн» организует для своих посетителей публичные встречи на тему «унисекс-мышления». Впрочем, Финляндия остается довольно консервативной в вопросе гендера. В некоторых странах ради перехода к новому типу гендерно нейтрального общества идут гораздо дальше.

«М», «Ж» и еще одно неизвестное

В Нью-Йорке только что принято новое положение, согласно которому в свидетельствах о рождении добавится новая графа: любой желающий теперь может изменить свой пол с мужского или женского на Х. Опция также называется «неопределившийся» или «необозначенный» и активно внедряется в ряде штатов США, Канаде и некоторых странах Европы. Главное требование сторонников дегендеризации — изменение обозначений пола в паспортах и официальных бумагах.

Хотя возможностью поменять пол на Х пользуются взрослые люди, отказ от привязки к гендеру с самого рождения — важная часть агендерной концепции. Есть даже понятие «гендерно нейтральное воспитание», когда ребенка растят без пристального внимания к половой принадлежности. Тенденция бурно обсуждается, ведь на практике это означает, что мальчика могут поощрять носить любую одежду, включая женскую, или не покупать ему маскулинные игрушки вроде моделей танков и пистолетов, ровно наоборот поступая с девочкой.

Родителей, идущих на такие опыты над детьми, крайне мало, но достаточно, чтобы о них снимали сюжеты. Летом прошлого года фурор в самом плохом смысле слова произвел сюжет издания Vice «Растущие без гендера», в котором показали семью «мапы» (мамы и папы одновременно — прим. ред.) из Швеции, воспитывающего двух «бесполых» девочек: они посещают специальный гендерно нейтральный детский сад.

Для закрепления представления о бесполости или «гендерфлюидности» как альтернативе традиционному разделению на два пола активисты мечтают поменять даже язык. Самым страшным оскорблением для агендерной персоны может быть обращение «он» или «она» вместо «они». Именно так, во множественным числе, полагается обращаться к человеку без пола, другой вариант напоминает название фильма ужасов — «оно».

Одна из разграничительных линий этой странной гендерной войны проходит по скользкому кафелю публичных туалетов. Уже много лет одним из главных показателей «прогрессивности» американского вуза считается наличие инклюзивных туалетов. В этих уборных нет писсуаров и привычных рисунков мужчины или женщины.

Многие активисты-трансгендеры недовольны даже этим: они считают, что вправе пользоваться любым туалетом согласно их представлению о собственной половой принадлежности (или ее отсутствии). Надо отметить, что подобные заявления все чаще встречают отпор со стороны уже не праворадикалов и прочих маргиналов, но части интеллигенции. Наиболее яркий пример — профессор Джордан Питерсон, канадский психолог и один из видных критиков политкорректности.

Есть два гендера

Тренд на гендерную нейтральность рано или поздно доберется до России. Ничего страшного, если нашу границу пересекут отдельные модели унисекс-одежды, но с ними может появиться мода и на унисекс-идеи. В таком случае хочется верить, что победит не бездумное желание выглядеть как некоторые Instagram-модели, а здравый смысл.

Мысль о том, что есть только два пола, кажется банальной, но в то же время освежающе простой и честной. Может, количество гендеров и правда равно 24, 48 или хотя бы трем, но подавляющее большинство людей вполне счастливо прожить свою жизнь мужчиной либо женщиной. Стоит ли приносить чувства большинства в жертву политкорректности? Мой ответ — твердое нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама