25 декабря 2018, 00:01

Газово‐нефтяная лихорадка и торговые войны. Экономисты сделали неутешительный мировой прогноз на 2019 год

Читать 360tv в

Глава Минэкономразвития России Максим Орешкин заявил, что первые шесть месяцев будущего года станут сложными для экономики страны из-за схождения внешних и внутренних факторов. Такое заявление глава ведомства сделал в эфире телеканала «Россия 24». Ситуация, по мнению министра, выправится только во втором полугодии. «360» собрал мнение экспертов, о ситуации, в которой окажется российская и мировая экономика в следующем году.

Прогноз Орешкина

Ключевыми негативными трендами, которые будут оказывать влияние на российскую экономику в 2019 году станут волатильность на нефтяном и газовом рынках, снижение интереса к российской продукции из-за общего замедления роста глобальной экономики. Кроме того, свою лепту внесут повышение налога на добавленную стоимость, которое начнет действовать с 1 января и повышение Центральном банком ключевой ставки.

Последние два фактора приведут к снижению потребительского спроса, а также к снижению кредитования граждан, которых отпугнут проценты, которые нужно будет выплачивать.

По итогам года министр прогнозирует рост ВВП на 1,3%, что станет своеобразной компенсацией для российской экономики.

Говоря о глобальных рынках министр отметил, что проблемы ожидаются везде, так как рост мировой экономики станет минимальным за последние несколько лет.

В частности, экономический рост США может замедлится до 1,5−1 процентов или перерастет в краткосрочную рецессию.

Китай пострадает от торговой войны с США, а развивающиеся рынки могут стать жертвами «экономических пузырей», которые уже начинают схлопываться. В качестве примера министр привел Турцию, где произошло падение промышленного производства и розничных продаж.

Нас ждет рецессия

С мнением министра о том, что российскую экономику ждут трудные времена, согласился аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. При этом в беседе с «360» он отметил, что худшее время наступит во втором полугодии, когда на смену росту придет рецессия.

«Она будет обусловлена подъемом НДС, тем, что закредитованность населения уже на пределе. Исторический рекорд поставлен в отношении уровня доходов населения к долгам. Поэтому доходы не растут, в долг никто не берет, поэтому расти не на что. Спроса нет. Внешние рынки падают», — пояснил он.

По его мнению, рецессия придет во всю мировую экономику и продлится она достаточно долго. В течении 10 лет мировые рынки были «бычьими», то есть преобладал рост. Сейчас же начнется «медвежий» период, когда все пойдет вниз.

«Коррекция будет волатильной, глубокой и длительной. И она уже началась. Та ситуация, которая происходит на американском рынке, обвал, которого начался осенью — это финансовый предвестник кризиса. Финансовое падение всегда предвещает события в реальном секторе», — пояснил эксперт.

Он отметил, за несколько месяцев до кризиса годовой прирост опережающих индикаторов американской экономики уходит в отрицательную область. Но пока этот показатель положительный, но, как отметил Дмитрий Голубовский уже в ближайшее время он изменится и будет понятно, что вся мировая экономика входит в рецессию.

В России с точки зрения падения будущих доходов ситуация может быть похожа на 1998 год, но только без дефолта, потому что изменилась система управления, а также у страны есть накопления.

«Вся политика Минфина и правительства сводится к тому, что весь профицит торгового баланса страны направляется в резервы и еще сверх этого все, что удается занять — тоже. Поэтому они, как угорелые копят деньги для кризиса», — пояснил он.

Однако не все решения правительства эксперт оценил положительно. В частности, он отметил, что повышение налогов не нужно было проводить в преддверии такой ситуации. Тем более, когда бюджет профицитный.

«Чем выше налоги, тем хуже их собираемость. Здесь может сработать негативный эффект на самом деле от того, что их подняли», — пояснил он.

По мнению Дмитрия Голубовского, в мире экономический кризис станет одним из самых тяжелых за последнее время. Он будет похож на ситуацию 60−70-х годов в США, когда в стране была стагфляция: сочетание низких темпов роста, безработица и высокая инфляция.

Последний пункт приведет к падению доллара на глобальном рынке и росту цен на сырье. Но при этом будут низкие объемы потребления.

«Ситуация будет очень неприятная, когда будут высокие долларовые ставки, будут высокие цены на сырье, но при этом будет жестокая война за рынки», — рассказал эксперт.

Сегодняшнюю ситуацию с ценами на нефть Голубовский назвал прохождением дна. По его мнению падение не может длится вечно и уже в ближайшее время можно ждать отскока, который будет незначительным.

«Сейчас мы повторяем ситуацию 2015 года, когда у нас в первой половине у нас был отскок нефтяных цен, а потом они все равно завалились. Тогда Иран выходил на рынок, сейчас еще чего-нибудь будет», — пояснил он.

Эксперт подчеркнул, что ничего удивительного в том, что происходит на финансовых рынках нет, потому что этого давно ждали. Крупное падение на последней торговой сессии в США — это просто погружение на дно, после которого снова пойдет восстановление, хоть и не до уровня показателей до падения.

«Сейчас там истерика просто, это эмоции, которые не могут длиться долго. Но это все равно это будет коррекция в рамках „медвежьего“ рынка, которая началась».

2019 — год основных рисков

Экономисты Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» опубликовали на своем сайте экономический прогноз на ближайшие несколько лет. Представленные данные говорят, что основные риски придутся именно на следующий год. Причиной станут замедление роста внешней торговли, повышение ставки НДС, адаптация к санкциям, неблагоприятная динамика цен на нефть и другие факторы. Однако по мере их ослабления уже в 2020 году рост ВВП может ускориться до 1,6% и до 1,9% в 2021 году.

По прогнозам, результаты могут оказаться и более благоприятными не только при условиях роста экспорта и более высоких цен на нефть, но также и при эффективной реализации мер по улучшению инвестиционного климата. Речь идет о закреплении инфляции на уровне в 4% и реализации национальных проектов, а также других мер, которые позволят повышать рост инвестиций в основной капитал пл 2−2,5 процента ежегодно.

Реклама

Реклама