20 августа 2019, 13:24

Гагарин на взлете. Почему новый аэропорт Саратова потерял рейсы

Читать 360tv в

Авиакомпании сокращают число рейсов в новый аэропорт Саратова Гагарин. Причиной стали высокие тарифы оператора на обслуживание самолетов. Пока скидку получила только «Победа». Опрошенные «360» авиаэксперты уверены: пассажирам волноваться нечего. Для них, скорее всего, ничего не изменится.

S7 Airlines и «Аэрофлот» закрыли продажи билетов в Саратов с 27 октября — тогда перевозчики перейдут на зимнее расписание, сообщили «Ведомости». Обе компании уже сократили число рейсов в новый аэропорт до двух с шести и четырех соответственно. Перевозчик Rusline продает билеты только до 13 сентября.

По словам представителей S7, отмены рейсов произошли из-за очень высоких тарифов на обслуживание в новом аэропорту Гагарин. Судя по информации на сайте оператора, сборы за взлет-посадку, предоставление аэровокзального комплекса пассажирам, обеспечение авиабезопасности и так далее выросли примерно в три-пять раз в сравнении с тарифами аэропорта Центральный.

«Аэрофлот» намерен сохранить рейсы в Саратов. Отсутствие билетов в системе бронирования представитель компании объяснил тем, что из-за смены аэропорта их просто не успели загрузить. Правда, раньше на этом направлении перевозчик использовал 87-местные Sukhoi Super Jet 100. Теперь будет летать еще и на 158-кресельном Airbus A320, из-за чего сократится число рейсов.

Авиаузел открылся в понедельник, 19 августа. Первый регулярный рейс туда совершил лоукостер «Победа». По словам перевозчиков, компания стала единственной получившей почти 50-процентную скидку на обслуживание. 20 августа в Саратове закрывается старый аэропорт Центральный, ранее принимавший рейсы S7, «Аэрофлота», Rusline, Pegas Fly и Nordwind Airlines.

Чувствительный тариф

Независимый экономический аналитик Дмитрий Адамидов пояснил «360», что к аэропортовым сборам относится плата за обслуживание взлета и посадки самолетов, их заправка, перевозка пассажиров и багажа и так далее. Часть этой платы регулируемая, федеральная. Другую назначает оператор — то есть аэропорт. И в данном случае, считает эксперт, оператор «перестарался».

«Если взлет-посадку обслужили, а за перевозку пассажиров запросили много, например, то в общей сумме это будет чувствительно для перевозчика. С учетом того, что в Саратове есть альтернативы по аэропорту, то неудивительно, что авиакомпании отказываются», — сказал он.

Самые высокие сборы, по словам Адамидова, наблюдаются в маленьких северных и дальневосточных аэропортах. Например, в Якутии, где альтернативы нет, тарифы крайне высокие. Правда, все они по большей части субсидируются из бюджета.

«Вообще, это некий произвол. Это, конечно, регулируется, но всегда есть варианты. В Саратове для высоких сборов объективных оснований, думаю, нет. Скорее всего, построив новый аэропорт, они решили его побыстрее окупить», — добавил он.

Аэропортовые сборы напрямую влияют на стоимость авиабилетов и составляют примерно 10% от общей суммы, иногда больше. Поэтому их повышение неизбежно приведет к удорожанию перелетов.

Выход есть

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил «360», что каждый оператор аэропорта формирует маркетинговую программу, показывающую привлекательные для перевозчиков условия, мотивируя их на сотрудничество. Тем авиакомпаниям, которые открывают из аэропорта новые направления или увеличивают частоту полетов по маршрутам, предоставляют скидки.

«Как правило, это довольно большие скидки в первый год, поменьше во второй и умеренные в третий», — пояснил Пантелеев.

Обязательным является соблюдение требования антимонопольного законодательства, то есть условия для участников рынка должны создаваться недискриминационные. По этим требованиям максимальные скидки предоставляют компаниям, ранее не выполнявшим рейсы в аэропорт. Поэтому «Победа», впервые в этом году полетевшая туда, может рассчитывать на льготы.

С одной стороны, отметил Пантелеев, ставки за обслуживание в новом аэропорту Саратова выше средних по стране. С другой, любой перевозчик, летая туда, может использовать суда большей вместимости, которые имеют меньшие издержки в расчете на пассажирокилометр. Число полетов сократится, и себестоимость полета для авиакомпании будет ниже.

Тарифы и цены

Помимо высоких тарифов, наличие конкурента-лоукостера — дополнительный для перевозчиков раздражитель. Однако всех пассажиров, уверен Пантелеев, «Победа» не заберет. Многие предпочитают пользоваться сетевыми авиакомпаниями для полетов с пересадками.

«Прямых рейсов из Саратова будет не так много в ближайшее время. Москва, Санкт-Петербург, вероятно, Сочи, Симферополь. Остальная страна — рейсы с пересадкой в Москве. „Аэрофлот“ точно не откажется от полетов из Саратова. Как поведет себя S7, судить сложно, но за своего трансферного пассажира, думаю, поборется», — уверен эксперт.

Несмотря на то, что размер сбора влияет на стоимость перелета, эксперт уверен: билеты из нового аэропорта не подорожают. Размер тарифа определяет платежеспособность пассажиров. Если перевозчики поднимут цены, а билеты раскупать не будут, то стоимость придется снижать. А для этого сокращать число рейсов и переходить на более вместительные суда, как минимум Airbus A320 или Boeing 737-800.

«У того же „Аэрофлота“ маржинальность рейсов зависит не столько от того, какой самолет стоит, но и от продажи билетов в бизнес-класс. Полный бизнес-класс позволяет привести с рейса плюс даже при полупустом экономе», — заключил он.

Реклама

Реклама