16 октября 2018, 18:30

Футуристический бит. Можно ли считать Маяковского рэпером

Читать 360tv в

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал поэта Владимира Маяковского рэпером и не исключил, что вскоре такая музыка начнет считаться русским искусством. Мнения опрошенных «360» экспертов разделились. Одни сочли, что творчество поэта вполне можно положить на бит. Другие заявили, что не стоит придумывать «новые» имена.

Рэпер Маяковский

Во время заседания дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи глава Минкульта заявил, что рэп, хотя и зародился в США, «но развитие получил» в основном в России.

«Меня давно нервирует, хотел сказать — бесит это увлечение молодежи рэпом, современной городской молодежи, но когда я пытаюсь погрузиться в дело внимательнее, пообщаюсь с сыном, послушаю, что он там слушает, почитаю, у меня возникает сразу ощущение, что через некоторое время мы будем говорить, что рэп — это русское искусство», — цитирует Мединского РИА «Новости».

По его мнению, недалек тот день, когда рэп, как и балет, начнут считать именно русским искусством. «Вот я рассказал сыну, что первый рэпер — это Маяковский. Вот он теперь классу это все пересказал — и они читают, согласились», — добавил министр.

И ты, Бродский

Музыкальный критик Глеб Тарабутин согласился с мнением министра, поскольку подобные мысли возникали и у него самого, когда он разбирался в феномене развития музыкального направления. По его мнению, в рэперы можно записать не только Маяковского, но и его современников, работавших в похожем жанре.

«Писатели из Объединения реального искусства, существовавшего в 20–30-е годы прошлого века в Ленинграде, насколько я помню, активно игрались с тем, как звучат некоторые слова, какие ритмы их объединяют и так далее. В принципе, советская постреволюционная поэзия вполне может считаться предтечей рэпа», — рассказал Тарабутин «360».

Музыкальный продюсер Артем Михаенкин пояснил «360», что рэп — некий вид современной поэзии, «приправленный» битами для того, чтобы текст лучше воспринимался. По его словам, рэп бывает разный, и смысл, который в него закладывает автор, тоже разный. Поэтому стихи Маяковского вполне можно переложить на биты — и это «будет звучать». В те годы не было возможности подложить музыку, поэтому инструментами поэтов были только ритм, манера прочтения и интонация.

«В принципе, можно взять любого поэта, положить его на бит и получить рэп. Можно Пушкина, можно Маяковского, можно Блока. Хотя классики довольно мягкие, а Маяковский жесткий, бунтарь. Мне вот кажется, что самый крутой рэпер — Бродский, потому что он самый дерзкий. Мне кажется, их поколение не стеснялось в высказываниях и словах, как предыдущее», — добавил Михаенкин.

Зачем придумывать новые имена

В беседе рэп-исполнитель Дмитрий Егоров, известный как Габонская Гадюка, отметил, что если рассматривать всех русских авторов, то к рэп-исполнителям можно причислить и тех, кто писал «Слово о полку Игореве».

«Серьезно, в „Слове о полку Игореве“ очень серьезный сторителлинг. Я думаю, что обращение к Маяковскому было потому, что ему присуща некая похожая на рэп ритмика. Но если посмотреть, как поменялся рэп за последние 20-30 лет, можно заменить, как изменились и ритм, и рифмы, и его структура. Поэтому я бы не спешил относить рэп к поэтам Серебряного века», — сказал исполнитель.

По его мнению, заявлять, что Маяковский рэпер, «весьма смело». Существует множество современных поэтов, пишущих стихи в схожем с рэпом жанре. Поэтому не стоит придумывать «новые имена» и говорить, что какие-то стихи прошлого — это рэп.

«Романсы тогда тоже можно назвать поэзией? Конечно, какая-то часть из них написана на стихи, и тем не менее это нечто иное. Так и здесь. Давайте рэп оставим рэпом. Я соглашусь, что он важная часть русской культуры и во многом это уникальное явление. Те же рэп-батлы на русском языке — самые просматриваемые в мире», — добавил музыкант.

Примерно такое же мнение выразил российский музыковед и критик Леонид Гаккель. Собеседник «360» искренне удивился, зачем в новую культуру добавили Маяковского, который никогда не слышал о рэпе и писал стихи совершенно в другое время.

«Почему нельзя оставить Маяковского в покое и дать тому, что он сделал, жить своей жизнью? Почему это нужно относить или приравнивать к чему-то? Мне вообще обсуждение этой проблемы кажется чистым вздором», — заявил он.

Реклама

Реклама