26 апреля 2018, 14:55

Футбол против стрит‐арта. Чемпионат мира «сотрет» с домов Москвы рекламные граффити

Читать 360tv в

Власти Москвы планируют к чемпионату мира запретить рекламные граффити на стенах. На их месте может появиться реклама только от официальных спонсоров ЧМ‐2018. При этом рынок коммерческого стрит‐арта набирает популярность у рекламодателей: спортивные бренды заказывают у художников граффити, строительные компании и даже авиалинии. Как работает рынок коммерческого рисунка в России, разбирался «360».

Департамент рекламы и СМИ столицы подготовил поправки в действующее городское законодательство. Как рассказали «Коммерсанту» в ведомстве, новые правила могут привести к запрету рекламных граффити на стенах домов. По данным издания, поправки внесут на рассмотрение в Мосгордуму уже в ближайшее время.

Реклама

Регламент для городских граффити вводится, чтобы запретить в Москве «партизанский маркетинг». С его помощью рекламодатели получают лучшие места для продвижения продукции, напрямую договариваясь с управляющими домов, рассказал газете представитель департамента Константин Горохов.

По оценкам ведомства, за последние два года число поверхностей в Москве, которые используют для рекламных граффити, выросло с 44 до 166. При этом ежегодный оборот такого рынка достигает одного миллиарда рублей. Коммерческие граффити на фасадах домов Москвы размещали такие крупные международные компании, как Lexus, Adidas, Nike, Timberland, Coca-Cola, Dirol, Tele-2, группа компаний ПИК и даже «Аэрофлот».

Сейчас коммерческие граффити не попадают под закон о рекламе, что дает дополнительные площадки компаниям, рассказал в беседе с «360» художник и куратор проектов в области уличного искусства Андрей Бергер. По его словам, все изображения, которые нанесены на фасады домов Москвы, по закону не являются рекламой, а считаются арт-объектами.

Тем не менее недобросовестные подрядчики используют эти поверхности для размещения граффити с рекламным подтекстом. После того как столицу отчистили от огромного количества рекламных стендов и баннеров, граффити в силу больших размеров и своей красочности стали популярным способом для брендов отрекламировать свой товар. До настоящего времени их массово рисовали в пределах Третьего транспортного кольца, Садовом кольце, Ленинградском шоссе и других загруженных магистралях и улицах

Теперь же чиновники предлагают ввести ограничения для рекламных граффити. К примеру, авторы поправок хотят ограничить максимальный размер текстовой части арт-обьекта 30%. Помимо этого каждому «легальному» граффити необходимо будет представить дизайн-проект. Затем эскиз рисунка нужно будет предварительно согласовать в художественном совете при Архитектурном совете Москвы и утвердить в Москомархитектуре. При этом все граффити, которые не соответствуют регламенту, будут закрашивать с разрешения Мосжилинспекции или Мосгорнаследия в зависимости от статуса дома.

Столичные власти уже не в первый раз решают регулировать уличное искусство. Так, в рамках правительственной программы «Моя улица» сотрудники ЖКХ закрасили часть изображений, которые не имели отношения к коммерческим рисункам. «В прошлом году были закрашены некоторые граффити-объекты, нарисованные художниками в рамках проекта „Лучший город Земли“, хотя они не несли в себе никакого рекламного посыла», — добавил Андрей Бергер.

Зачистка рынка перед футболом

Другой причиной для активизации московских властей послужил чемпионат мира по футболу, который пройдет этим летом в Москве и еще 10 городах России. Дело в том, что некоторые из изображений находятся рядом с маршрутом проезда команд, принимающих участие в матчах мундиаля. Например, на Новом Арбате нарисовано граффити с рекламой бренда Skoda, хотя эта улица входит в протокольный маршрут.

Между тем правила FIFA предполагают, что на таких дорогах должна размещаться лишь реклама официальных спонсоров турнира. Уже сейчас FIFA резервирует у операторов наружной рекламы 539 поверхностей, расположенных на маршрутах команд. Основными зарубежными спонсорами и партнерами чемпионата в России выступили McDonald’s, Сосa-Cola, пивной концерн Budweiser и южнокорейские производители автомобилей KIA и Hyundai.

Борьба за рекламные площади в Москве приведет к стагнации уличного искусства, считает гендиректор компании «Новатек Арт» Иван Пантелеев. По его мнению, за последние 10 лет стрит-арт в России прошел долгий путь от вандализма к полноценному виду искусства в рамках городского пространства, а новые правила загубят молодую индустрию.

Рекламные проекты в стрит-арте занимают не более 20% от общего фронта работ по оформлению городской инфраструктуры, поэтому не имеет большого смысла запрещать и закрашивать все граффити из-за нескольких недобросовестных подрядчиков. При этом нужно отметить, что от этих рисунков горожане испытывают не только эстетическое удовольствие, но и получают деньги. К примеру, ежемесячно арендаторы фасада здания, где размещено изображение, платят жильцам определенную сумму, которую они могут потратить на свои нужды

Реклама

Реклама