Вечно вместе и порознь: история двух городов‐близнецов, разрезанных границей на десятки частей
Чтобы проснуться в другой стране, здесь достаточно перевернуться на бок во сне, и это не метафора. Никаких чудес — просто между Бельгией и Нидерландами есть место, где граница переплелась в такой сложный клубок, что его не могут распутать вот уже тысячу лет.
Wikipedia / Jerome
Клубок с аномалиями
На первый взгляд, Барле — это часть бельгийской территории, взятой в кольцо Нидерландами. На деле, внутри бельгийских районов есть нидерландские и наоборот.
Два соседних поселения
Анклавы встречаются довольно часто — в результате исторических событий бывает, что часть одного государства оказывается отрезанной от него границами другой страны. Например, в России есть Калининградская область, окруженная Польшей и Литвой — она соединена с основной российской территорией только по морю.
Крошечные Хертог и Нассау включают в себя половину всех анклавов в мире, отмечает британская газета I. Это единственная в мире геополитическая аномалия такого масштаба.
Два города, две страны, но одно сообщество. Мы живем вместе и, пожалуй, 90% жителей не знают, где проходит граница
— мэр
Барле-Нассау Лео ван Тиллбург.
«Да, у нас тут особая ситуация», — смеется мэр нидерландской половины аномалии Марион де
Невозможная близость
Разграничительная линия белым пунктиром проходит через жизнь всех жителей
К примеру, нидерландские заведения по закону закрываются довольно рано, но, передвинув на пару метров столики кафе, его владелец оказывается в Бельгии и может продолжать обслуживание клиентов. Это касается и продажи алкоголя — в Нидерландах его продают с 18 лет, у соседей с 16 лет. Паспортов здесь никто не спрашивает, поэтому в бельгийской части города нередко можно встретить шумные компании говорящих на голландском подростков. Здесь же они закупаются петардами и хлопушками, ведь Амстердам строго регулирует продажи фейерверков, а соседи торгуют ими свободно и круглый год.
Это все курьезы, а вот один банк смог найти запутанной границе успешное применение в бизнесе. Здание учреждения было построено так, что офис и кассы находились в Бельгии, а хранилище в Нидерландах. Когда в банк пришла проверка, оказалось, что все бумаги за минуту до этого перенесли на территорию другой страны и проверить их без международного скандала не получится.
Банк в итоге закрыли, а позже произошла похожая и довольно мрачная история в духе скандинавского сериала «Мост» — было найдено тело мертвой девушки, но прежде чем разбираться в причинах ее смерти, пришлось собирать комиссию, чтобы понять на чьей территории ее нашли и ведомство какой страны должно заниматься расследованием.
Еще один случай, который помнят старожилы: запрещенный в фильм Бельгии показывали так — вынесли на улицу проектор и транслировали картинку на соседнюю стену нидерландского дома, находящегося вне юрисдикции бельгийских властей.
Главная проблема
Из ста проблем мы решаем девяносто восемь. После длительных дискуссий, конечно
— мэр
Барле-Нассау Лео ван Тиллбург, цитата по«Би-би-си» .
Впрочем, большинство бытовых проблем в итоге разрешаются без сложностей, ведь жители двух разноязычных общин привыкли жить бок о бок и решать свои проблемы мирным путем. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, как писали в СМИ, даже приказал изучить жизнь разделенного Барле, чтобы использовать этот опыт в разрешении
Flickr / iamdanw
Герцогские причуды
Как же появился этот «бермудский треугольник» на границе? В этой истории запутаться еще проще, чем на улицах
Более тысячи лет назад, Барле был единым городом, но столкновения местных феодалов в двенадцатом столетии раскололи его на часть под властью герцогства Брабант и часть принадлежащую знатному немецкому роду Нассау.
Дальнейшие стычки и конфликты окончательно превратили регион в «решето». В 1831 году Бельгия стала независимым государством, но к тому времени Барле на карте состояло даже не из 30, а из свыше 5700 клочков земли, чью принадлежность было необходимо установить.
Проведение точных границ заняло почти 150 лет. В 1995 году граница была окончательно зафиксирована и проложена так, чтобы это минимально сказалось на повседневной жизни городков. Не обошлось без казусов — пожилая бельгийка под конец жизни оказалась мигрантом в Нидерландах. Все потому, что ее дверь оказалась по ту сторону границы. Пришлось за счет бюджета прорубать новый дверной проем в Бельгию.
Сегодня, несмотря на все неурядицы, главы обоих половинок Барле довольны своим уникальным положением и боятся только одного — что бюрократы Евросоюза все же доберутся до проблемы тысячелетней давности и уничтожат «аномалию», придающую двум краснокирпичным близнецам особый колорит.