facebook_pixel
  • 28 марта 2019, 00:01

    Ford уходит с российского рынка легковых машин. Помашем вслед без пустых тревог

    Американский концерн Ford решил уйти с российского рынка легковых автомобилей. Компания имеет проблемы со сбытом своей продукции, поэтому не видит смысла продолжать самостоятельный бизнес в данном сегменте. В России оставят лишь производство легкой коммерческой модели Ford Transit, управлять которым будет российский партнер — группа «Соллерс». По мнению опрошенных «360» экспертов, намерения Ford никак не отразятся на российском автомобильном рынке. Опустевшую нишу с готовностью заполнят конкуренты американцев.

    Ford уходит с российского рынка легковых машин. Помашем вслед без пустых тревог

    Сейчас Ford Sollers имеет в России три завода. В Ленинградской области, во Всеволожске, выпускают Ford Focus и Mondeo. В Татарстане, в Елабуге и в Набережных Челнах, собирают Ford Fiesta и EcoSport. Суммарная мощность предприятий — примерно 350 тысяч машин в год. За январь и февраль 2019-го продажи компании упали на 45% — до 4,17 тысячи штук.

    Летом Ford закроет заводы в Набережных Челнах и Всеволожске, оставив лишь производство в Елабуге и сосредоточившись на развитии в сегменте легких коммерческих автомобилей, где у них уже есть успешный и высоколокализованный продукт, заявил вице-премьер Дмитрий Козак в беседе с газетой «Коммерсант».

    По его словам, управлять этим бизнесом будет группа «Соллерс», которая получит контрольный пакет в СП Ford Sollers в результате реструктуризации. В настоящее время идет обсуждение с российским партнером Ford возможности специнвестконтракта (СПИК) по производству Ford Transit на базе автозавода в Елабуге и по его дальнейшей локализации в России. Козак предположил, что СПИК может быть заключен в ближайшие два месяца.

    Поэтому можно сказать, что вопрос с дальнейшим присутствием бренда Ford на российском рынке решился самым экономически эффективным образом

    Дмитрий Козак.

    В ПАО «Соллерс» «360» подтвердили предстоящую реструктуризацию. PR-менеджер компании Екатерина Комарова заявила о полной остановке производства легковых машин американского концерна в России уже нынешним летом.

    «Мы полностью останавливаем производство легковых автомобилей марки Ford в конце июня 2019 года. Компания сконцентрирует усилия на дальнейшем укреплении позиций Ford Transit на рынке легкого коммерческого транспорта. Автомобиль будет производиться на заводе в особой экономической зоне в Елабуге», — сказала она.

    При этом Комарова подчеркнула, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервису легковых автомобилей будут поддерживать в полном объеме для клиентов, которые уже приобрели машины марки Ford или только планируют это сделать.

    Руководитель департамента по связям с общественностью ПАО «Соллерс» Елена Тарасенко в беседе с «360» заявила, что СП Ford Sollers перезапускают в России, так как видят большой потенциал в сегменте легких коммерческих автомобилей. Она отметила также сильные конкурентные преимущества автомобилей Ford Transit, которые обеспечат обновленному СП значительный рост операционной эффективности и прибыльности бизнеса.

    «Принимая во внимание многолетний опыт и компетенции группы „Соллерс“ по производству и продажам LCV в России, стороны согласились с тем, что компания станет контролирующим акционером нового СП и будет осуществлять управление развитием бизнеса Ford Transit на российском рынке», — пояснила Тарасенко.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/03/31977_2015_Ford_Transit_250_MR_148__fR.jpg
    Ford Transit. Источник фото: «Википедия»

    Ford проиграл конкурентам

    Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что Ford уходит с российского рынка в связи с плохими показателями по продажам и незагруженностью производства. «Три завода загружены на 15%», — подчеркнул он.

    Резкое снижение продаж компании, по мнению эксперта, можно связать с общим падением российского рынка легковых автомобилей. «У нас рынок упал за последние четыре года в два раза — и приоритеты поменялись», — сказал эксперт.

    Теперь россияне предпочитают покупать недорогие модели, а Ford в своей линейке таковыми не располагает. «Их модели рассчитаны на другого клиента, который у нас стал значительно беднее. Спрос на то, что у них есть, заметно падает», — пояснил Моржаретто.

    При этом Ford имеет хорошие модели для ниши коммерческого транспорта, на которые спрос в России продолжает расти. «Поэтому они оставляют здесь коммерческое производство и выводят все легковое», — отметил специалист.

    Автоэксперт Роман Гуляев также считает, что уход Ford с российского рынка связан с тем, что концерн не может здесь зарабатывать. «Для того, чтобы зарабатывать на российском рынке, его нужно дотировать. Или продавать люксовые машины. В массовом сегменте большую роль играют дотации», — пояснил он.

    Кроме того, для России у Ford просто нет подходящей модели автомобиля, которыми располагают все его конкуренты — Reno, Kia, Hyundai. «Это недорогой седан класса В с хорошими опциями и удачной адаптацией для российского рынка. Поскольку у Ford сейчас такого продукта нет, им очень сложно», — считает Гуляев.

    Россия ничего не потеряет

    Игорь Моржаретто уверен, что уход американской компании с российского рынка никак на нем не отразится. «У нас рынок сейчас очень слабый. Спрос небольшой, а предложений много», — пояснил он.

    Эксперт считает, что ту маленькую долю, которую занимали автомобили Ford — около 1%, с удовольствием перехватят конкуренты. Их на рынке России огромное число. Тем более что американцы уходят из сегмента среднего класса, где продажи очень маленькие. «Те люди, которые хотели купить средний класс, ушли в бюджетку. И дальше пойдут», — подытожил Игорь Моржаретто.

    Роман Гуляев также не видит проблем для российского рынка в связи с решением Ford о прекращении производства в нашей стране легковых автомобилей. Это не первый случай.

    «Когда несколько лет назад с российского рынка уходил Chevrolet и Opel, все тоже думали, как это отразится. Но свято место пусто не бывает. И рыночную долю забрали другие производители», — пояснил эксперт. Прежде всего это корейцы, у которых в 2019 году очень амбициозные планы по увеличению своей доли на рынке России. Уход американского концерна им только поможет в достижении поставленных задач.

    Рост цен на автомобили, который отмечается в настоящее время на российском рынке, по мнению Гуляева, не связан с решением американского концерна. И исчезновение легковых моделей Ford никак на этом процессе не отразится. Равно как никто другой взамен ушедших американцев в России не появится. «Их доля просто распределится между теми, кто уже есть», — заключил он.