facebook_pixel
  • 10 ноября 2017, 19:05

    Как снег на голову: почему летающие машины могут никогда не взлететь

    Планы сервиса Uber по запуску летающих такси уже к 2020 году вызвали большой резонанс, но так ли все безоблачно, как выглядит в промо‐ролике? Есть причины верить, что применяемые в этих машинах технологии могут быть неэффективны или даже опасны для людей. Сайт «360» разбирается, что не так с широко разрекламированным проектом.

    Как снег на голову: почему летающие машины могут никогда не взлететь | Изображение 1Youtube / Engadget

    Контракт компании Uber и космического агентства NASA стал главной сенсацией презентации сервиса летающих такси Uber Elevate, состоявшейся в Лиссабоне 8 ноября. Топ-менеджер Uber Джефф Холден сообщил, что космическое агентство займется разработкой программного обеспечения для слежения и контроля за новым типом воздушного транспорта, который позволит безопасно эксплуатировать пространство над большими городами без конфликта с работой аэропортов и других диспетчерских систем.

    Тяжести полета

    Зрителям презентации показали ролик идеального полета машины будущего: девушка заказывает транспорт по телефону на крышу небоскреба, где располагается «скайпорт» (мини-аэропорт для небольших летающих машин), чтобы пройти на рейс через автоматические ворота с помощью кода на смартфоне. Вскоре перед ней приземляется конвертоплан (летательный аппарат с поворотными винтами — прим. «360») с затемненной кабиной. Он забирает несколько пассажиров и плавно взмывает ввысь, проносясь над улицами, забитыми автомобильными пробками.

    Картинка выглядит прекрасно, но стоит вглядеться и появится ряд вопросов. Только внимательный зритель заметит — система безопасности и досмотра в нарисованной Uber картине будущего отсутствует, но при этом проходящие на посадку пассажиры идут по встроенным в пол электронным весам, отмечает The Verge.

    В ролике фактор взвешивания на сервис никак не влияет, но в жизни это может означать, что летающие системы будут иметь жесткое ограничение по грузоподъемности и слишком тяжелому пассажиру могут отказать в полете или, возможно, заставить его как-то компенсировать «лишние» килограммы. Если сегодня многих людей раздражают ограничения по проносу на борт самолета багажа, какую реакцию вызовет ограничения на габариты самого пассажира?

    Следует отметить, что такси-сервис не собирается строить собственные машины, а будет закупать пока еще не выпущенные в массовое производство модели у крупнейших фирм-разработчиков в этой области. Проекты летающих машин есть у не менее 19 компаний от монстров отрасли вроде Boeing и Airbus до небольших стартапов.

    В случае летающих автомобилей и мотоциклов речь идет о «сыром» продукте, рассказал «360» главный редактор отраслевого сайта UAV.ru, эксперт по авиации Денис Федутинов.

    Компании пока нацелены на демонстрацию заинтересованным инвесторам, что эта технология в принципе реализуема. Насколько позволяют судить мои знания и опыт, все такие разработки находятся в начальных стадиях

    -Денис Федутинов.

    «Это касается и аппаратов, которые должны взлетать вертикально и совершать горизонтальный полет, и летающих мотоциклов — для работ по завершению и доведению их до ума потребуются несколько лет. Пока они на стадии прототипов, далеких от готовых решений», — поясняет эксперт.

    Дураки и воздушные дороги

    Даже если летающие машины будут пущены в массовое производство в 2020 году, остается самый важный вопрос — их безопасность. За руль почти что вертолета уже не посадишь любого обладателя водительских прав — планка для пилотов значительно выше. В планах же Uber астрономические десятки тысяч полетов в каждом городе, где будет запущена система. Как это возможно? Скорее всего, с помощью беспилотной технологии.

    Когда проект был только заявлен в сентябре 2016 года, речь шла именно о создании больших пассажирских дронов, писал Quartz. На последней презентации руководство компании не слишком распространялось о методах управления перспективной техникой, но внедрение компьютерных пилотов объяснило бы и большое количество запланированных полетов, и ожидаемую низкую стоимость услуги, начинающуюся с 20 долларов.

    Но беспилотная технология «барахлит» даже на земле. За примером далеко ходить не надо: Uber собирается тестировать свои такси в Дубае, Далласе и Лос-Анджелесе, а именно в последнем городе беспилотный автобус попал в аварию меньше, чем через два часа после выхода на рейс.

    Инцидент произошел в четверг, 9 ноября, и обошелся без человеческих жертв. Власти города обвинили в произошедшем водителя грузовика, который слишком сильно сдал назад и врезался в автопилотируемый автобус. Но у пассажиров своя версия. «Автобус просто стоял на месте, и мы были уверены, что сейчас в нас врежутся. Так и произошло. Автобус не двигался назад, он просто стоял на одном месте», — цитирует Guardian свидетельницу аварии Дженни Вонг.

    И это медлительный наземный транспорт со скоростью меньше 25 километров, что же может случиться на огромных скоростях в воздухе, учитывая, что в ближайшие несколько лет небо над современными городами заполнят небольшие дроны для перевозки различных грузов?

    Как снег на голову: почему летающие машины могут никогда не взлететь | Изображение 2Youtube / Engadget

    «Отвалится и обезглавит»

    Для летающей машины крайне важна надежность, отмечал в беседе с «Известиями» эксперт Центра сертификации малой авиации Юрий Раскачаев. «Если один винт ломается или отказывает один из двигателей, то аппарат мгновенно падает, поэтому этот вид техники особо и не развивается. Летающий автомобиль на сегодняшний день — это „недоавтомобиль“ и „недосамолет“, потому что трудно уравновесить столь разные требования к первому и второму», — цитировала газета специалиста.

    Это мнение далеко не так радикально, как кажется, с ним согласны специалисты известной консалтинговой компании Gartner. В сентябре этого года они выпустили исследование «Летающие беспилотные машины: следующая большая вещь, которая не случится».

    «Технология автономных летающих машин стремительно развивается, но, скорее всего, будет неудачной, чем трансформирующей. Высокие цены, вопросы безопасности и нормативно-правовое бремя, вероятно, ограничит использование этой переоцененной технологии», — говорится в нем.

    Показательно, что визионер и изобретатель Элон Маск также является противником воздушных автомобилей. Для борьбы с пробками в том же Лос-Анджелесе он предлагает рыть специальные объездные туннели и считает эту идею гораздо более безопасной для людей.

    Если кто-то не ухаживает за своей летающей машиной, от нее, например, может отвалиться колпак колеса и обезглавить вас. Ваш уровень тревоги точно не понизится, пока тяжеловесные штуки будут пикировать прямо над вашими головами

    -Элон Маск.