13 апреля 2018, 14:40

Британия извинилась за обыск российского самолета в Лондоне. Из‐за него можно судиться

Читать 360tv в

Представители авиакомпании «Аэрофлот» 30 марта сообщили, что власти Великобритании без причин провели досмотр воздушного судна. Они принудили членов экипажа покинуть самолет и изолировали капитана рейса в кабине пилотов. В апреле британский центр ICAO принес извинения. В МВД Британии объяснили, что таким образом пытаются предотвратить провоз в королевство наркотиков и оружия. «360» разбирался, какие законы и соглашения нарушила Британия этим обыском.

Британский Центр по безопасности, работающий под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO), принес извинения за несанкционированную проверку самолета «Аэрофлота» в аэропорту Лондона в конце марта. Об этом заявил министр транспорта России Максим Соколов. По словам чиновника, Центр назвал причины осмотра лайнера. «Предоставил [объяснения обыска]. И даже извинился. Это был Центр по безопасности полетов под эгидой ICAO, который работает на территории Британии», — приводит слова министра ТАСС.

Реклама

Британская полиция и таможня 30 марта провели досмотр самолета «Аэрофлота», который готовился вылететь из Лондона в Москву. По словам капитана воздушного судна, они не объяснили причины осмотра и не составили акт. При этом они требовали, чтобы экипаж покинул самолет, хотя это запрещено правилами. В результате переговоров капитан остался в кабине, но полностью контролировать досмотр не мог. Самолет вылетел в Москву с задержкой более чем на пять часов.

В ответ на внезапный досмотр российская сторона направила ноту в британский МИД с требованием разъяснить причины проверки. Пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова назвала действия англичан «очередной провокацией», которая производится в «ультимативной манере». «Поведение британской полиции явно свидетельствует о желании произвести какие-то манипуляции на борту без свидетелей», — выразила уверенность официальный представитель МИД РФ.

Реакция британских властей не заставила себя ждать. Замглавы МВД Великобритании Бен Уоллес заявил, что проверка проводилась в рамках стандартных процедур по защите страны от незаконного провоза оружия, наркотиков и других запрещенных веществ. «Это рутинная процедура для пограничной службы - провести обыск самолета для защиты Великобритании от организованной преступности и тех, кто пытается привезти наносящие вред вещества», — говорил тогда Уоллес. Он добавил, что после досмотра экипажу самолета разрешили вылететь по намеченному маршруту.

Накануне инцидента британские власти предупредили о намерении усилить досмотры частных бизнес-джетов из России. Так, 21 марта газета The Times сообщила, что частные самолеты, на которых в Лондон прибывают крупные бизнесмены из России, могут быть подвергнуты дополнительным обыскам. Опрошенные изданием чиновники рассказали, что данная мера якобы направлена на близких к Кремлю олигархов.

Нарушение полетной этики

Проводить осмотр в лайнере власти другого государства могут только в присутствии командира воздушного судна, рассказал «360» специалист по безопасности полетов Александр Романов. «Согласно нормам международного права, спецслужбы иностранного государства на легальной основе могут проверить судно только по просьбе экипажа самолета. Обычно это происходит в случаях, когда командир лайнера хочет проверить самолет на взрывчатые или запрещенные к провозу вещества. При этом при осмотре все пассажиры и члены экипажа, за исключением его командира, должны покинуть борт и отправиться обратно в терминал аэропорта», — объяснил собеседник «360».

По международному праву, если власти хотят досмотреть лайнер другого государства, они обязаны уведомить о проверке руководство страны, которой принадлежит самолет. Об этом «360» рассказал эксперт Международной организации гражданской авиации ICAO Виталий Бордунов. По его словам, британцы были обязаны назвать причины досмотра, поскольку самолет находится под юрисдикцией государства-владельца лайнера. 

Британцы своими действиями нарушили принципы, заложенные в чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, стандарты ICAO и двухстороннее соглашение о сотрудничестве между странами. С юридической точки зрения, «Аэрофлот» имеет право подать в суд на их действия и потребовать денежную компенсацию

Пассажиры злополучного рейса также могли отстоять свои права в судебном порядке. «В соответствии с Монреальской конвенцией пассажиры имеют право получить финансовое возмещение за задержку рейса», — добавил эксперт. В середине прошлого года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, по условиям которой пассажир задержанного рейса может получить компенсацию в размере до 400 тысяч рублей.

Реклама

Реклама