• Флибустьеры южных морей. Чем занимаются современные пираты

    Пираты, похитившие российских моряков возле Камеруна, вышли на связь. Они пообещали, что допустят врача к заложникам. Да, даже в современном мире есть пираты, которые занимаются примерно тем же, чем и в золотой век мореплавания. Как живут современные разбойники — в материале «360».
    Флибустьеры южных морей. Чем занимаются современные пираты

    Сложно поверить, что в XXI веке существуют морские бандиты, но придется: историй похищений, краж и даже убийств с участием пиратов немало. Современный флибустьер уже избавился от деревянной ноги, попугая на плече и повязки на глаз, но занимается все тем же старым добрым разбоем.

    Последняя история связана с экипажем грузового судна «Мармалайта» в районе камерунского порта Дуала, на которое напали в ночь на 16 августа. Пираты захватили восемь человек, среди которых трое россиян. Разбойники начали переговоры в понедельник, но известно об этом стало лишь во вторник. Они заявили, что все люди живы и здоровы. Верить на слово пиратам не стали, поэтому попросили принять на борт врача. Экипажу передадут лекарства от малярии, одежду и продукты питания.

    И Камерун не исключение. В мире до сих пор остались морские зоны, которые представляют потенциальную опасность для судоходства.

    Малаккский пролив

    Пиратство можно связать с плохой жизнью в проблемных и малоконтролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.

    В конце 90-х и начале 2000-х годов самым опасным в мире местом из-за пиратства был Малаккский пролив (между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра). Здесь проходил маршрут транспортировки нефти. В 2004 году по всему миру зарегистрировали 325 пиратских атак, из которых девять пришлись на воды Малайзии, восемь на Сингапур и 93 на Индонезию. В 2010 году стало известно, что пиратство в Малаккском проливе почти исчезло, но точечные нападения случаются до сих пор.

    Флибустьеры южных морей. Чем занимаются современные пираты | Изображение 1
    Источник фото: Flickr/Anton Muhajir

    Сомалийские пираты

    Эта группа разбойников, наверное, считается самой известной. Тем более что именно на Сомали пиратство развито сильнее всего. Оно начало процветать в регионе в 2000 году из-за нестабильной обстановки. После ухода правительства автономного района Пунтленда, провозгласившего себя в 1998 году автономным государством, местные жители, многие из которых работали в береговой охране, начали нападать на рыболовецкие суда. В особенности на испанские, китайские и таиландские. Они требовали выплаты штрафов от 20 до 50 тысяч долларов.

    В первом квартале 2011 года у берегов в районе Пунтленд произошло 97 нападений из 142, зарегистрированных в мире. В мае того же года сомалийские пираты удерживали около 480 моряков и 50 судов в ожидании выкупа.

    7 апреля 2011 года организация независимых владельцев танкеров Intertanko выплатила пиратам 13,5 миллиона долларов за выкуп танкера Irene SL, перевозившего 1,8 миллиона баррелей нефти, и его команду из 25 человек, которые провели в плену у пиратов 58 дней. Груз на танкере стоил около 200 миллионов долларов, но он почему-то не интересовал разбойников. Они просто использовали его в качестве своего боевого корабля, так как он был высоким.

    Сейчас для обеспечения безопасности судоходства силы НАТО, ВМФ Индии, России и других стран патрулируют зону действия пиратов. Однако эти меры полностью не исключают нападения, ведь длина побережья Сомали три тысячи километров. Патрулировать такую территорию затратно даже для стран с развитой экономикой.

    Гвинейский залив

    Основной вид деятельности пиратов в Гвинейском заливе — похищение нефти. В 2016 году организация «Океаны без пиратства» признала это место самым опасным на Земле для мореплавателей.

    Пиратство здесь продолжалось на протяжении всего первого десятилетия XXI века. Сначала в Нигерии нападениям подвергались крошечные суда, занимавшиеся перевозкой рабочих и материалов для нефтяных компаний.

    В 2012 году Международное морское бюро, организации «Океаны без пиратства» и «Программа по гуманитарным вопросам морского пиратства» сообщили, что в течение года произошло 966 нападений на моряков. Из-за этого объемы торговли главного порта Бенина — Котону — в 2012 году снизились на 70%, а убытки от разбойников достигли двух миллиардов долларов.

    В 2017 году ситуация с пиратами улучшилась. В первом квартале они напали лишь на 43 судна и захватили в общей сложности 58 человек.

    Цель пиратства

    В основном пираты захватывают суда ради выкупа, то есть обогащения, а не устрашения. Как уже говорилось, мотивы этого вида деятельности кроются в бедности и плохой жизни.

    Одним из крупнейших пиратских захватов стало нападение на украинский ролкер «Фаина» в 2008 году. Он перевозил танки, гранатометы и зенитки для Кении. Пираты напали на судно и потребовали 35 миллионов долларов, но потом снизили до семи. В итоге они получили 3,2 миллиона долларов, так как узнали, что судно не принадлежит США. Заложников освободили только спустя полтора года.