• 18 октября 2018, 17:00

    «Рана, которой нельзя касаться». Так ли плоха идея черной комедии о блокадном Ленинграде?

    Режиссер Алексей Красовский снимает черную комедию, действие которой происходит в блокадном Ленинграде. В центре сюжета — высокопоставленная семья, которая собирается встретить Новый год за накрытым столом на даче. Все портят пришедшие без приглашения голодные гости. Фильм, который режиссер назвал «Праздником», еще не вышел на экраны, но уже вызвал негодование. Противники ленты считают кощунством съемки веселой картины об одной из черных страниц в истории города. «360» пообщался с известными петербуржцами, чтобы узнать их отношение к будущей ленте.
    «Рана, которой нельзя касаться». Так ли плоха идея черной комедии о блокадном Ленинграде?

    Сакральная история

    Одним из первых, кто высказался против «Праздника», стал депутат Госдумы, уроженец Санкт-Петербурга Сергей Боярский. Он назвал идею режиссера кощунством и позором. Боярский пояснил, что для многих жителей города пережитая блокада стала сакральной и неприкосновенной историей.

    Его поддержал член экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Госдуме Вадим Манукян. «Как можно вообще показывать „элиту“, которая заперлась у себя на даче и жрет, пока с голоду в блокаде Ленинграда вокруг все умирают? Совсем голову потеряли, что ли?» — заявил он.

    В качестве альтернативы Манукян предложил снять фильм об ужасах, которые видели блокадники, но обойтись без издевок и юмора.

    Председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Заксобрания Санкт-Петербурга Максим Резник согласился с тем, что блокада — святая тема, и сам бы он этот фильм не посмотрел. Но посчитал, что запрещать его нельзя, если лента не противоречит законодательству. «Я вообще настороженно отношусь к политикам, которые в чем-либо стопроцентно уверены», — пояснил он.

    Полработы не показывают

    Известный петербуржец и член клуба знатоков «Что? Где? Когда?» Александр Друзь предложил дождаться выхода фильма, прежде чем пускаться в обсуждения.

    «Нельзя уподобляться дуракам, которым полработы не показывают», — пояснил он. Друзь вспомнил о шумихе вокруг картины Алексея Учителя «Матильда», возникшей еще до ее выхода в прокат. После премьеры оказалось, что оснований для скандала не было.

    «Пусть человек снимет фильм, если он собрал на него деньги (Красовский проводил сбор через краудфандинг — прим. ред.), а дальше будем обсуждать его творчество. А „фильм не смотрел, но осуждаю“ — мы это уже проходили», — подчеркнул он.

    Друзь также заметил, что комедии о Великой Отечественной войне снимали еще в Советском Союзе. Правда, без черного юмора.

    Я бы сказал, что черная комедия о войне — это «Бесславные ублюдки» Тарантино. Появился фильм — и что? Мир не перевернулся

    Александр Друзь.

    Друзь уверен: раз фильм снят на деньги людей, а не Минкульта, то он найдет дорогу к зрителю.

    «Рана, которой нельзя касаться». Так ли плоха идея черной комедии о блокадном Ленинграде? | Изображение 1
    Источник фото: кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

    «Лечить или не лечить?»

    Еще один известный петербуржец, журналист Александр Невзоров, считает: пора определиться, что делать с памятью о блокаде Ленинграда, которая на сегодня представляет собой «кровоточащую и гноящуюся рану, которой нельзя касаться». В качестве одного из вариантов он предлагает ее наконец вылечить.

    Если люди желают культивировать нагноение и воспаление и хранить эту боль постоянно и ее возбуждать снова и снова — это их право. С моей точки зрения, любые раны нужно лечить, гипсовать, добиваться зарубцовывания, исчезновения рубцов тоже и выздоровления

    Александр Невзоров.

    Комедию он назвал прекрасным средством для снятия воспаления с этой темы и боли, которую она вызывает.

    При этом Невзоров отметил, что это не самая страшная история города. Он напомнил, что в момент строительства Санкт-Петербурга умерли несколько тысяч согнанных крепостных крестьян, город пережил эпидемии, беспредел жандармов во время Кровавого воскресенья, 9 января 1905 года. «Если мы говорим о каком-то желании сохранять боль прошлого, то тогда нужно сохранять всю боль. Почему выделена только одна ее часть?» — пояснил он свою позицию.

    Отношение к фильму Невзоров сформулировал в вопросе: «Лечить или не лечить?» — и заявил, что его, как исследователя, устроит любой вариант.

    Фильм о любви

    Сам режиссер Алексей Красовский на своей странице в Facebook рассказал, что картина уже снята и сейчас идет монтаж. Съемки «Праздника» проходили при помощи жителей Петербурга. В частности, декорации предоставила студия «Ленфильм», где специалисты прочитали сценарий и не увидели в нем ничего страшного.

    Продюсерами картины стали сам Красовский и оператор Сергей Астахов, так как большинство студий, куда они обращались, испугались возможной шумихи и того, что не смогут вернуть средства, вложенные в производство.

    «Мы не снимали комедию о блокадном Ленинграде. Место действия не равно сюжет. Если так извращаться, то „Ирония судьбы“ — комедия о пьяных врачах и халатности в „Аэрофлоте“», — написал он.

    По его словам, получился фильм о любви. В качестве доказательства он выложил несколько кадров будущей картины.