30 октября 2018, 20:37

Кошмар феминистки: фильм «Хэллоуин» как гимн движению #MeToo

Читать 360tv в

Спустя сорок лет после начала франшизы очередная часть слэшера «Хэллоуин» вновь в лидерах кинопроката. История маньяка Майка Майерса кажется простой до примитивности — чудовище в маске убивает невинных людей. Но в новом фильме можно разглядеть и скрытое послание, вдохновленное идеями феминизма и движения #MeToo. Колумнист «360» объясняет, в чем его суть.

Последний «Хэллоуин» стал самым успешным фильмом в серии о кровавом маньяке в белой маске — он вторую неделю остается лидером проката США и заработал по всему миру свыше 170 миллионов долларов. Впечатляющие деньги для ленты с обилием сцен крайне жестокого насилия и высоким возрастным рейтингом.

Реклама

Секрет прост: опытный режиссер Дэвид Грин умело сплел классические составляющие фильма ужасов с элементами драмы и крайне реалистичной манерой съемки. Персонажи на экране не выглядят картонными, им сопереживаешь и сочувствуешь так, что каждая сцена погони и драки с маньяком прямо сочится напряжением и надеждой, что на этот раз его победят.

«Хэллоуин» — кино быстрое и рассчитанное на самый широкий круг зрителей. Время, потраченное на прорисовку характеров главных героев, с лихвой восполняется стрельбой, схватками и сценами зверских убийств. Однако есть в нем на первый взгляд незаметная канва, за которую его уже прозвали «слэшером для феминисток».

Маска токсичной маскулинности

Крепко сбитый хоррор можно смотреть просто как развлекательное кино и не пытаться искать в нем глубоких смыслов. Однако их видят даже американские критики. Издание Mashable прямо описывает Майка Майерса как символ токсичной маскулинности и воплощение патриархальной системы общества.

«Вдумайтесь, что делает его таким пугающим? Мы никогда не видим его лица, белая маска делает Майерса не конкретным мужчиной, а символом бесчеловечной могущественной и бессмертной социальной концепции мужского доминирования», — отмечает издание.

На первый взгляд фильм выглядит даже слишком традиционно для современного Голливуда. Все действие происходит вокруг небольшого городка, населенного исключительно потомками европейских колонистов. ЛГБТ-персонажей в «Хэллоуине» также нет, все главные герои донельзя обычны, и даже дочка-тинейджер не бунтарка, а вполне послушная и адекватная девушка. Но что-то не так с этим «мещанским благолепием»: вскоре становится понятно, что главный водораздел между героями — их пол.

Дальше спойлеры (вы были предупреждены). Персонажей мужского пола в фильме предостаточно, но назвать хотя бы одного положительным крайне сложно. Скользкий блогер, мечтающий сделать эксклюзивный материал о Майерсе, возможно, толкает его на побег. Полицейские, несмотря на подавляющее превосходство в ресурсах и численности, никак не могут поймать маньяка. И даже бойфренд внучки Строуд, поначалу казавшийся милым парнем, напивается и уничтожает ее мобильник, оставляя без средств связи. Как вишенка на торте — неуклюжий приятель бойфренда тоже оказывается скотиной и пытается воспользоваться расстроенным состоянием девушки.

Бой-бабушка и ее семья

Главная героиня Лори Строуд — единственная жертва Майка Майерса, выжившая во время его кровавой жатвы на Хэллоуин 1978 года. Спустя сорок лет она продолжает готовиться к финальной схватке с маньяком. Ее безудержный страх постепенно превращается в желание мстить. Лихая бабушка мастерски стреляет из пистолетов и ружей, владеет техниками рукопашного боя и превратила свой дом в настоящую крепость.

Ее история перекликается с историй психолога Кристин Форд, которая также решилась действовать спустя почти сорок лет и обвинить кандидата в Верховный суд США Бретта Кавано в сексуальных домогательствах, когда она училась в старшем классе школы. 

Строуд и Форд похожи даже внешне — суровое лицо пуританки, «рокерская» копна неухоженных волос и стильные очки. Вряд ли создатели фильма могли успеть загримировать актрису именно под Форд, ведь фильм снимался не за один месяц. Но нечесаные длинные волосы и очки — это вполне узнаваемый образ. Так, например, выглядела известная феминистка и писательница Сьюзен Зонтаг, однажды провозгласившая, что «белая раса — рак человеческой истории».

Дочь Лори и ее внучка — вторые по важности героини фильма. Если дочка невротична и не любит пугавшую ее маньяком бабушку, то внучка, наоборот, сочувствует Лори и хочет с ней общаться. Этим недоволен ее отец, неприятный облезлый мужичок, который пожалеет о своем дурном обращении с тещей.

Снова спойлеры. Три поколения женщин еще примирятся и смогут стать единственной надеждой мира на избавление от немого зла Майерса, воплощающего главного врага движения #MeToo, — мужика, который вредит женщинам всеми возможными способами. Справедливости ради, не все его жертвы женщины, но именно их он убивает с особым извращенным удовольствием. Квинтэссенция фильма — сцена истребления мирных домохозяек во время развязанного сбежавшим маньяком террора в городе.

Финальная схватка зла и феминизма

Пожалуй, самый явный намек на то, как изменилось положение дел в Голливуде за последние 40 лет, — костюмированная вечеринка в ночь Хэллоуина. Внучка Строуд и ее бойфренд обещают прийти на нее в костюмах грабителей банков Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, история которых экранизировалась много раз, но стала особо популярной после фильма 1967 года. Родители довольны «классическим» выбором тинейджеров, но не знают, что парень примерит на себя костюм девушки, а их дочка будет щеголять в наряде мужественного бандита.

Есть еще один сюжетный поворот, указывающий на скрытое послание фильма: поведение психиатра, наблюдавшего маньяка в психбольнице. В одной из сцен его называют «новым Лумисом» и это неслучайно. В оригинальной картине 1978 года справиться с Майерсом оказалось под силу только психиатру Стиву Лумису, выпустившему в него целую обойму из пистолета. Спустя сорок лет правила игры меняются самым неожиданным образом, и новый мозговед, наоборот, спасает злодея.

Не раскрывая всех деталей финала картины, можно с уверенностью сказать, что он должен понравиться активисткам движения #MeToo. В нем есть все — от победы там, где не справились мужчины, до отказа от милосердия к врагу-«хищнику». «Новый фильм дарит нам надежду — женщины и девушки, доживающие до финала, должны тренироваться и быть готовы к смертельной схватке», — резюмирует Mashable.

Как к этому относиться, каждый зритель может решить сам для себя. Одно точно: «Хэллоуин» — прекрасный образчик новой эры голливудского кино, и на экраны выйдет еще не одна осовремененная интерпретация классических сюжетов. Хочется надеяться, что хотя бы сняты они будут не хуже.

Реклама

Реклама