27 марта 2019, 13:48

В фастфуде для пенсионеров нашли ряд нюансов. Станет ли популярной идея?

Читать 360tv в

Здоровье российских пенсионеров будут укреплять через продукты из супермаркетов. Блюда будут продаваться практически готовыми. Главные диетологи страны уже приступили к разработке специального меню. Получится ли воплотить такую идею в реальность, выяснял «360».

Планы по разработке блюд для пенсионеров прописаны в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения. Выполнением этой задачи занимаются Роспотребнадзор и Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи. По словам научного руководителя центра и главного внештатного специалиста-диетолога Минздрава Виктора Тутельяна, разработка рецептуры блюд уже началась. А их производство, как ожидается, передадут коммерческим компаниям.

Реклама

«Это могут быть белковые смеси, овощные, замороженные блюда. От тех, что уже есть в магазинах сейчас, они будут отличаться тем, что обогащены витаминами», — рассказал он «Известиям».

Еще одна разработка, добавила ученый секретарь ФИЦ питания Елена Смирнова, концентрат киселя, обогащенного витаминами и инулином. Напиток поможет при синдроме раздраженного кишечника, который часто встречается у пенсионеров.

Полезные для стариков продукты

Каждая возрастная группа имеет определенные особенности, рассказал Тутельян «360». С возрастом у человека меняются метаболизм, усвояемость веществ и потребности организма в тех или иных компонентах. Чем старше становится человек, тем сильнее меняется работа желудочно-кишечного тракта и тем сложнее организму доставлять в клетки микро- и макронутриенты.

«Технология создания специализированных продуктов позволит облегчить доступ этих веществ для того, чтобы обеспечить работоспособность клеток», — пояснил он.

Если у пенсионера снизилась секреция соляной кислоты в желудке или уменьшилось количество ферментов, то можно предложить блюда с частично гидролизованными белками, усвоить аминокислоты из которых немолодому организму будет проще.

То есть основная цель разработки — облегчить процесс усвоения полезных веществ и восполнить дефицит витаминов и биологически активных компонентов для повышения неспецифической резистентности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Простым языком — укрепить здоровье и продлить активную жизнь пожилых людей.

«Это будут продукты, в которых белковая составляющая уже частично гидролизована, плюс в них будет повышенное содержание некоторых витаминов: сухие смеси, напитки, кисели и так далее», — добавил он.

Тутельян затруднился назвать возможную стоимость таких товаров. Однако отметил, что, скорее всего, их цена не будет отличаться от стоимости аналогов или продуктов с похожим составом, иначе предложение не найдет спроса среди целевой аудитории. Диетолог также не исключил, что если производство этих блюд станет массовым, то и стоить они начнут дешевле, чем другая пища. Продаваться фастфуд для пенсионеров, скорее всего, будет в обычных супермаркетах, а не специализированных магазинах.

«Я бы рекомендовал, чтобы они продавались в обычных магазинах. Разместить там полку „Активное долголетие“ и продавать. Но это уже вопросы к маркетологам», — сказал он.

Продвигать в массы

Член совета гильдии маркетологов Николас Коро пояснил «360», что сверхзадача любой товарной марки — опираться не только на явные, но и неосознанные ожидания. В случае с фастфудом для пожилых — два важных момента. С одной стороны, каждый хочет жить активным и здоровым как можно дольше. С другой, люди считают, что это обеспечивается исключительно лекарствами, в том числе аптечными витаминами, которые кто-то отказывается пить даже по назначению врача.

По карте потребления продуктов, особенно в крупных городах, видно, что пенсионеры покупают то, что «попроще и подешевле». Поэтому если появятся специальные сбалансированные блюда с хорошим составом, витаминизированные, сопровождаемые качественной информационной политикой, рекламой и поддержкой врачей, то их будут покупать. Если, конечно, их цена будет доступной.

Сейчас практически все активные витаминосодержащие продукты относятся к категории наименее покупаемой. Потому что нередко старшее поколение выбирает товары не по максимальной их полезности, а исходя из того, что вкусно, сытно и быстро готовится.

«Если будет создана целенаправленная программа поддержки здоровья пенсионеров, то априори в нее будет заложена доступная цена. Либо стоимость будет дифференцированной. Для тех, кто просто хочет поддержать здоровье, — рыночная. А для обладателей социальных или пенсионных карт — отдельная», — сказал Коро.

С одной стороны, отметил маркетолог, торговые сети заинтересованы в росте прибыли и предпочитают торговать высокомаржинальными товарами. С другой, супермаркеты прекрасно знают, что такое лояльность целевой аудитории. Постоянные покупатели магазинов выбирают продукты не только для себя, но и старших членов семьи. Маркетинговые исследования показали, что социальная ответственность распространяется на продуктовые категории. Члены семьи готовы покупать своим пожилым родственникам продукты, реклама которых обещает сохранить здоровье. Производство таких товаров выгодно и изготовителю, и магазинам.

«Не стоит забывать, что элементы социальной ответственности часто побуждаются рекламой. Такое уже было с кисломолочными и другими продуктами. Когда пенсионеру это действительно было дороговато. Но реклама была направлена на тех, у кого есть деньги и кто заботится о пожилых. И истории успеха этих продуктов внесены в учебники по маркетингу», — заключил Коро.

Маркетинговый ход

Врач-диетолог Римма Мойсенко пояснила, что прежде всего пенсионерам не хватает микроэлементов: магния, калия, кальция и фосфора. Все это необходимо для здоровья сердечно-сосудистой и нервной систем, водно-солевого баланса и построения костной ткани.

«Пожилому человеку важен витамин Д3 и Омега-3. Эти позиции являются профилактическими в плане развития болезни Альцгеймера, ожирения и снижения функции психики. Важно употреблять антиоксиданты, такие как коэнзим Q10, L-carnitine», — пояснила врач.

В то же время она отметила, что не представляет себе фастфуд для пожилых людей. Все быстрое питание, как правило, дешевое и вряд ли сможет обеспечить пенсионеров всеми необходимыми им элементами. По ее мнению, это возможно, только если часть расходов будет компенсироваться государством. В противном случае доступной стоимости могут попытаться добиться использованием дешевых компонентов: сахара и трансжиров. В целом, считает диетолог, это просто маркетинговый ход.

«В продукты добавят какие-то витамины и микроэлементы. Но кто сказал, что из простых продуктов питания, обогащенных ими, эти витамины и микроэлементы усваиваются? Не усваиваются! Поэтому нужны классические сезонные продукты питания, к которым человек привычен», — подчеркнула Мойсенко.

С другой стороны, специальное питание для пенсионеров есть в Японии. Продукты для них не просто обогащают дополнительными элементами, но и в обязательном порядке выдают пожилым гражданам пищевые добавки, потому что зачастую микроэлементы и витамины «не уживаются» с кашами или супами.

Реклама

Реклама