06 марта 2018, 19:06

В России хотят изменить ГОСТ для дорожных камер. Но «письма счастья» продолжат приходить

Читать 360tv в

-

Претензии к ГОСТ

Реклама

Причиной для пересмотра стал иск компании-производителя камер «Корда Групп» в Верховный суд в отношении законности государственного стандарта требований (ГОСТ) к камерам дорожного наблюдения. Компания не смогла оспорить нормы, но привлекла к проблеме внимание.

Как рассказал «360» представитель «Корда Групп» Сергей Давыдовский, текущая редакция ГОСТ, вступившая в силу в июне 2017 года, не устраивает участников рынка и производителей камер. В соответствии с нормативами, которые считаются добровольными, все камеры на дорогах должны быть оборудованы специальными датчиками. Встроенные в камеру детекторы отслеживают «величину внешнего воздействия» — освещенность, дождь, снег, грязь и прочие препятствия. Это позволяет отбраковывать фотографии до того, как они поступят в ГИБДД.

Однако на деле большинство камер не соответствуют требованиям. «Такого софта нет ни у одного производителя. Несмотря на это, госзаказчики, объявляя тендер, требуют, чтобы устройство соответствовало стандартам», — отметил Давыдовский. Кроме того, в существующем ГОСТ есть ошибка по допустимой погрешности измерения скорости движения автомобиля. «В документе сказано, что этот показатель может равняться плюс-минус 2 км/ч при измерении скорости машины, которая едет не более 100 км/ч, но столь малую погрешность камеры не в силах зафиксировать», — отмечает собеседник «360».

В Росстандарте признают ошибки и собираются вносить изменения в ГОСТ в течение последующих двух месяцев. Как отметил в интервью «Коммерсанту» представитель ведомства Юрий Коломыцев, показатель по допустимой погрешности измерения необходимо корректировать. «На стадии разработки ГОСТ была допущена неточность. Стандарты бывают многостраничными, а сроки обсуждения ограничены законодательством, эксперты просто не успевают проработать досконально ГОСТ. Иногда бывает, что документ только вышел, и мы сразу его правим», — объяснили в Росстандарте.

«Письма счастья» за фиктивные нарушения

Фото: РИА «Новости» / Леся Полякова

В последний раз ГОСТ для камер был изменен в июне 2017 года. В нем говорится, что комплексы для фиксации правонарушений на дороге могут быть радиолокационными, лазерными, индуктивными или магнитными. Вне зависимости от комплектации они должны замерять скорость в диапазоне от 20 км/ч до 250 км/ч. Вероятность распознавания номера независимо от времени суток и погоды должна быть не менее 90%. При этом все камеры с «дефектами» использовать запрещено.

Впрочем, из-за некачественной настройки камер ежегодно до 10% всех штрафов выписывают за несуществующие правонарушения, отметил в беседе с «360» координатор общественного проекта гражданских активистов «Движение» Андрей Филин.

Современные камеры имеют возможность фиксировать не менее 17 правонарушений ППД. Однако проблема «фиктивных» штрафов в большинстве случаев состоит в некорректной настойке камер. К примеру, неточная калибровка камеры может привести к тому, что прибор будет «добавлять» лишние километры при измерении скорости автомобиля и присылать невиновным водителям «письма счастья» — Андрей Филин.

Дорожные камеры часто прибавляют пару километров к скорости автомобиля и фиксируют правонарушение, хотя водитель ехал с разрешенной скоростью. Такую закономерность выявили некоторые российские автомобилисты. На портале mapcam в апреле прошлого года автолюбители разместили координаты камеры в Вологодской области, которая намерено завышала скорость проезжавшим по трассе автомобилям и посылала штрафы. В результате неправильной работы камеры штрафы получили свыше 10 тысяч человек.

Еще один подобный случай был зарегистрирован в 2016 году в Москве на Кутузовском проспекте. Тогда камера «накидывала» автомобилям от 20 до 25 лишних километров для того, чтобы оформить правонарушение.

Помимо «приписки» пары километров для штрафа камеры иногда фиксируют нарушения там, где их в принципе не может быть. Так, в 2016 году в столице водитель получил квитанцию о штрафе за пересечение сплошной линии. Но в ходе проверки выяснилось, что нарушение допустил не он сам, а его тень, которую и зафиксировала камера.

Также из-за неправильной настройки камеры москвичи на протяжении месяца получали штрафы за проезд по выделенной полосе. Монтирующие камеру операторы ошибочно активировали опцию, которая отвечает за этот вид нарушений, и спровоцировали волну «писем счастья».

Чобы сократить число подобных ошибок, нужно не только обновлять ГОСТ, но и модернизировать комплексы по фиксации нарушений ПДД, считает координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Нужно улучшать точность камер, чтобы они не фиксировали превышение скорости там, где водитель не нарушал скоростной режим. Также необходимо создать законодательную норму, с помощью которой автолюбитель смог доказать свою невиновность и оспорить неправомерно выписанный штраф», — отметил собеседник «360».

По данным ГИБДД, в 2016 году на дорогах зафиксировали около 61 миллионов нарушений, что на 11 миллионов больше, чем в 2015-м. Примечательно, что свыше 70% дорожных правонарушений «выявили» дорожные камеры. В результате за 2016 год автолюбители заплатили свыше 31 миллиарда рублей государству в виде штрафов.

Реклама

Реклама