30 октября 2017, 17:41

И у Facebook есть уши: может ли крупнейшая соцсеть следить за своими пользователями

Читать 360tv в

-

Не говори о котах

Реклама

Может ли мобильное приложение быть настолько изощренным, чтобы тайком слушать владельца и реагировать в зависимости от услышанного? В Сети вновь обсуждают невидимые обычному глазу функции приложения Facebook — якобы реклама в нем меняется в зависимости от того, о чем вы говорите рядом со своим смартфоном. В посте на Reddit, уже собравшим свыше 10 тысяч комментариев, пользователи обсуждают свой опыт работы с приложением.

Поводом стало видео блогера Нэвиля Блэка, в котором рассказывается, как разговор с женой о кошачьей еде позже приводит к реальному результату — в течение нескольких дней Facebook демонстрирует рекламу разных брендов еды для кошек. Находившийся рядом смартфон с приложением мог подслушивать разговор и затем вычленить из него ключевые слова, полагает Блэк.

Звучит курьезно, но многие пользователи вспомнили о похожем опыте — когда Facebook словно бы угадывал ранее высказанные мысли. На практике это может означать, что приложение использует неавторизованный доступ к микрофону для анализа речи своих пользователей.

Социальная сеть Facebook категорически отрицает подобную практику, передает телеканал CNBC в понедельник. Ранее компания опубликовала заявление, в котором говорится: «Мы имеем доступ к вашему микрофону, только если вы дали доступ нашему приложению и только если вы используете конкретную аудио-функцию».

Это не было совпадением, потому что мы пробовали несколько раз с другими ключевыми словами. Кто-то говорил мне, что дело в том, что я дал приложению доступ к микрофону, но я этого не проверял. Попробуйте сами, если не верите — главное, разговаривайте рядом с телефоном, и убедитесь, что это нечто такое, о чем раньше не писали и не говорили — Нэвиль Блэк.

Ухо в кармане

Видео Блэка было записано еще в 2016 году, с тех пор все больше пользователей заявляют о похожих проблемах. Подозрения, видимо, серьезно беспокоят руководство Facebook — топ-менеджер Facebook Роб Голдман, отвечающий за рекламу в приложении, в пятницу нашел время лично ответить ведущему подкастов DJ Voit, поднявшему проблему в своей передаче. «Мы не используем и никогда не использовали ваш микрофон для показа рекламы. Это просто неправда», — заверил он в своем Twitter. По его словам это касается не только самого Facebook, но и Instagram.

Впрочем, реакция пользователей интернета была скептической. Ведущий DJ Voit получил сотни откликов, среди которых были рассказы, как Facebook показал «свадебную» рекламу через несколько минут после предложения руки и сердца, и рекламу крема для ожогов вскоре после его обсуждения с коллегой по работе.

Пока западные специалисты по IT-безопасности не зафиксировали случаев тайной активации микрофона приложением Facebook, но опрошенные сайтом «360» эксперты отмечают, что техническая возможность у него есть.

С технической точки зрения, «дополнительная» работа приложения вполне реальна, отмечает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. «Если иметь доступ к микрофону и передаче данных, то ничего сверхсложного в этом нет. Есть такие решения, которые позволяют расшифровывать голос и анализировать отдельные слова», — отмечает аналитик. В то же время он сомневается, что серьезная корпорация стала бы заниматься подобными вещами.

Приложение Facebook может делать записи разговоров, допускает гендиректор компании DriverPack Solution Артур Кузяков. Он напоминает, что многие крупнейшие корпорации подозреваются в нарушения прав пользователей.

Последнее время огромное количество топовых приложений замечено в слежке за своими пользователями. Среди прочих, это делают приложения «Яндекса», в том числе «Навигатор» — когда он ожидает команду пользователя, то на самом деле прослушивает весь голосовой трафик, который может отправлять куда-то или не отправлять — по желанию разработчиков. Тоже самое делает Google. Удивительно, но мало людей знают, что Google все записанные разговоры на серверах, где их потом можно прослушать в своем профиле. — Артур Кузяков.

«Каждый человек впадает в ужас от увиденного»

Компания «Яндекс» категорически отрицает тайные функции в своих приложениях. В то же время онлайн-сервис заказа такси Gett недавно обратился в ФАС с просьбой разобраться, не манипулирует ли их конкурент ценами на свои услуги, анализируя данные со смартфонов клиентов.

Как напоминает Кузяков, недавно компании Uber и Apple реализовали функцию записи всех действий на экране смартфона: «Записываются все действия пользователя: как взаимодействует с приложением, куда нажимает. Главная претензия в этом кейсе, что запись не ограничивается только приложением Uber, можно записывать данные вне его, да и не всем людям хочется афишировать свои действия даже внутри приложения».

Разработчики приложений продолжают нарушать права пользователей, оправдывая себя необходимостью улучшать сервис или оказывать дополнительные услуги, подчеркивает Кузяков в беседе с «360». Проблемные приложения есть и на Android, и на iPhone.

«Они все [крупные компании вроде Apple — прим. „360“], как известно, сотрудничают с американскими спецслужбами. Это не секрет — об этом много раз рассказывал Сноуден. В это можно не верить, однако это очень серьезный риск для конфиденциальности, и многие люди говорят, что им нечего скрывать, но когда пользователь узнает, насколько много данных и какие именно данные, вот тут каждый человек впадает в ужас от увиденного», — резюмирует эксперт.

Постоянная прослушка обычных людей может казаться вымыслом, но в комментариях на Reddit приводится ряд привлекающих внимание историй. «Я работаю на кухне, где в основном говорят по-испански. Я никогда не говорю на испанском вне работы и не гуглю на этом языке. И все же мой Instagram с отключенным доступом к микрофону стал показывать мне рекламу с латиноамериканским уклоном через несколько месяцев после того, как я устроился на эту работу», — говорится в одном из самых популярных комментариев.

Некоторые эксперты пытаются объяснить феномен «умной рекламы» без участия Facebook. Так, блог о технологиях The Next Web предлагает объяснение на основе психологии. Якобы пользователи социальных сетей страдают от феномена Баадера-Майнхоф — если человек узнает о новом явлении или идее, он начинает видеть ее повсюду, поскольку мозг цепляется за каждое ее упоминание в окружающей реальности.

Реклама

Реклама