Фабрика смерти под вывеской церкви или обычное дело? Какую тайну прячет католический приют в Шотландии | 360°

26 сентября 2018, 01:25

Фабрика смерти под вывеской церкви или обычное дело? Какую тайну прячет католический приют в Шотландии

Читать 360 в

Воспитанники католического приюта в Шотландии подали в суд на членов ордена Дочерей милосердия святого Викентия де Поля. В результате на скамье подсудимых оказались 10 монахинь из числа воспитательниц. Их обвиняют в жестоком обращении и сексуальном насилии над детьми. Количество подозреваемых может увеличиться. Допросы начнутся летом 2019 года.

По словам одной из пострадавших, детей били, окунали головой в таз, раздевали догола, насиловали. На сестер милосердия воспитанникам запрещалось даже смотреть. Многие дети просто не выжили. Они умирали от голода ели клевер, рылись в помойных баках и травились крысиным ядом.

Реклама

Правительство начало расследование после того, как на местном кладбище была обнаружена братская могила воспитанников приюта, а в архиве найдены 402 свидетельства о смерти детей. Причинами гибели были туберкулез, пневмония, черепно-мозговые травмы, отравления и кровоизлияния. При этом монахини все отрицают.

Работу с детьми нельзя делать закрытой

Священник Русской православной церкви, протоиерей, бывший председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, а ныне настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин отметил, что свидетельства подобных чудовищных дел появляются уже не в первый раз. Известно, что пресловутый орден матери Терезы также обвинялся в жестоком обращении с подопечными и в педофилии, напомнил он.

«Есть и еще более тяжелые обвинения, которые я долго считал конспирологией, но сейчас они получают все больше подтверждений. Католические приюты обвиняются в том, что там детей использовали в странных манипуляциях, которые заканчивались смертью», — сказал Чаплин.

Он добавил, что на эту тему даже снимают фильмы, и существует достаточно большая группа людей в различных странах мира, считающих, что детей убивали в оккультных целях. Чаплин долгое время отказывался в это верить, считая подобное просто бредом. Однако недавняя история в Ирландии, где в связи с визитом папы протестовали бывшие подопечные католического приюта, наводит на странные мысли.

По его словам, количество захороненных воспитанников этого католического приюта в Ирландии явно превышает любые разумные объяснения естественных причин их смерти. Заведение действовало несколько десятилетий, и в нем вряд ли содержалось более 50 детей одновременно, считает Чаплин.

«Скорее всего, намного меньше. Но за это время, согласно обнародованным данным, только обнаруженных останков было чудовищное количество. Явно больше, чем могло умереть по естественным причинам», — пояснил он.

Чаплин сказал, что в Ирландии только в этом одном приюте было обнаружено 796 детских останков. Всего на территории этой страны умерло около шести тысяч воспитанников католических приютов.

«Конечно, это больше, чем могло быть от болезней и мертворождений. Известно, что детей отнимали у матерей-одиночек и они дальше ничего не знали о судьбе собственных чад. Поэтому есть достаточно серьезные основания считать, что дело нечисто», — подчеркнул протоиерей.

Так называемая католическая община известна подобного рода историями больше других, сказал Чаплин. Но ему кажется, что схожие проблемы и опасности возникают постоянно, если работа с детьми ведется в закрытых от постороннего глаза учреждениях.

«Эту работу не нужно нигде рекламировать, поскольку самореклама обнуляет любой духовный смысл добрых дел. Но и делать ее закрытой от общественного контроля нельзя», — считает священник.

По словам Чаплина, подобные чудовищные истории еще раз предупреждают именно об этом.

Иск через десятилетия назад

Религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ и публицист протодиакон Андрей Кураев не совсем понимает сложившуюся вокруг приюта в Шотландии ситуацию, поэтому призывает тщательнее разобраться с фактами и оценить все обстоятельства. Судя по всему, подчеркнул он, иск к воспитателям, которые работают в настоящее время, подан не сегодняшними воспитанниками.

«Это такой иск через десятилетия назад», — пояснил он.

Кроме того, по мнению Кураева, существует и явное несовпадение между тем, что происходит сегодня, и тем католичеством, которое было около 40 лет назад.

«Это тоже стоит учесть», — подчеркнул он.

По словам протодиакона, во времена его детства погладить чужого ребенка на улице, заговорить с ним, что-нибудь подарить считалось нормальным. Сегодня же такие действия будут восприниматься как крайне неприличные, особенно в странах Запада.

Что касается найденных могил воспитанников шотландского приюта, то очень важно, по мнению Кураева, точно определить сроки захоронений.

«За какой срок эти могилы: за 400 или за 50 лет. Сколько лет наполнялось это кладбище», — пояснил он.

И третье, на что стоит обратить внимание, как считает отец Андрей, это общая обстановка в стране в то время. Это сегодня Шотландия может считаться благополучным регионом мира, но еще в середине ХХ века она такой не была.

«И поэтому нужно сравнить с детской смертностью в регионе в те годы, когда эти могилы появлялись», — сказал протодиакон.

Судить о том, что на самом деле происходило в католическом приюте в Шотландии, следует лишь после того, как будут опубликованы материалы дела, подытожил Кураев.

Церковная вывеска не дает гарантий

Председатель Общества защиты детей Санкт-Петербурга Павел Петрушенко также заявил, что за рубежом давно уже стали появляться многочисленные свидетельства подобных случаев в заведениях, так или иначе связанных с церковью.

«В 60-е, 70-е, 80-е даже годы. Понятно, что это была достаточно распространенная практика. И сексуальное насилие, и физические наказания, которые во многих западных странах тогда еще не были запрещены», — напомнил эксперт.

В России, по его словам, подобного не было. И причина этому проста: на тот момент подобных детских религиозных учреждений просто не существовало.

«Церковь не занималась воспитанием детей, тем более сирот», — напомнил он.

В настоящее время в России тоже очень немного приютов или интернатов, относящихся к церкви, добавил Петрушенко. Но, к сожалению, и в тех, которые существуют, были скандалы, связанные с различными злоупотреблениями. Однако подобные ситуации возникают и в заведениях подобного типа, не связанных с религиозными организациями.

«И в государственных детских домах. И тут очень сложно определить статистику: где чаще, где реже», — сказал эксперт.

По его мнению, печальный факт того, что в любом учреждении для детей-сирот могут нарушаться их права, к сожалению, остается фактом. Это происходит при отсутствии надлежащего контроля, считает Петрушенко.

«Или просто если не повезет», — добавил он.

Как показала практика, ни церковная вывеска, ни персонал, никоим образом не являются гарантией того, что подобного не случится, добавил правозащитник. Причем об этом становится известно только сейчас, спустя 30 и более лет.

Реклама

Реклама