27 ноября 2018, 14:48

Евробарометр. Что настораживает граждан ЕС на предстоящих выборах в Европарламент

Читать 360tv в

В мае 2019 года объединенная Европа проведет очередные выборы в Европарламент. Граждане ЕС придают этому большое значение, потому что законы, принимаемые в Страсбурге, прямо их касаются – они влияют на изменения в национальных законодательствах, на расширение, либо на сужение их прав в самых разных областях жизни.

До мая еще, казалось бы, далеко. Но обычно случается так: смотришь вперед, думаешь — «когда это еще будет, дожить бы», а доживешь, оглядываешься с печальной мыслью, что жизнь слишком скоротечна, и пролетела она как стрела. Это печальный эффект времени.

Реклама

В ЕС уже сегодня озаботились тем, что ожидают граждане объединенной Европы от выборов в свой общий парламент. Один пожилой парламентарий из Франции 17 лет назад сказал мне в Страсбурге во время моего пребывания там в качестве журналиста от российской государственной телерадиокомпании: «Я думал, мы всегда успеем и ошибаться, и исправлять ошибки, но гляжу на себя в зеркало, седого и старого, и понимаю, что мы самым роковым образом опаздываем, потому что на ошибки находится время, а на исправление его уже не бывает».

Проблема с некомпетентностью в выборных органах присутствует везде. Россия, разумеется, не исключение. Вот, например, что заявил на конференции в Совете Федерации председатель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Михаил Федотов (цитата по «Интерфакс»): «В законодательстве на сегодняшний день имеется очень немало нормативных актов, которые просто плохо сделаны, которые просто плохо написаны. Если бы у меня студент третьего курса написал такой проект, я бы ему поставил незачет».

Но дело в том, что в выборных органах власти, включая Европарламент, заседают не студенты, а, казалось бы, зрелые люди, которые далеко не всегда являются лобби каких-нибудь групп. Они проходят через серьезные политические фильтры и, тем не менее, вдруг обнаруживают абсолютную беспомощность в своей высокооплачиваемой законотворческой работе. Бывает, что в такие органы попадают люди, вообще не отличающиеся опытом, умом, культурой и с полным отсутствием самокритичности. Тогда, 17 лет назад, я стал свидетелем буквально анекдотичного случая, когда на одном из страсбургских, довольно скромных, банкетах со шведским столом один из новоявленных парламентариев из восточно-европейской страны (на вид крестьянин, впервые облачившийся в строгий официальный костюм) придвинул стул к длинному столу, уставленному тремя десятками блюд, и стал вкушать их, словно в ресторане или в столовой. Его опытный коллега, краснея, подкрался к нему и попытался объяснить, что так не принято, это, дескать, «шведский стол», и тут же получил ответ новоявленного парламентария с набитым ртом: «Я шведам не мешаю. Пусть садятся рядом и едят». Этот депутат отбыл полный срок в Страсбурге и голосовал за законы, по которым потом жила почти два десятилетия (и продолжает жить) Европа. Разумеется, пример нарицательный и даже, надеюсь, исключительный, но ведь это было и есть до сей поры.

В Страсбурге и в Брюсселе функционирует исследовательский проект, называемый Евробарометр. Согласитесь, название самодостаточное. Сегодня в европейских государствах опубликованы его исследования, приуроченные к предстоящим в мае будущего года выборам. Причем это не только пожелания избирателей, но и их мотивировка, участвовать ли вообще в голосовании или проигнорировать его.

Прежде напомню знаменитое изречение гения афоризмов сэра Уинстона Черчилля: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных».

Он с обидой произнес это 11 ноября 1947 года в палате общин английского парламента, когда неожиданно консерваторы проиграли лейбористам. Не следует это воспринимать всерьез, но все же, думаю, определенно есть смысл вспомнить еще одно его изречение: «Лучшим аргументом против демократии является пятиминутный диалог со средним избирателем».

Тем более, именно это по существу и стало принципом исследований упомянутого исследовательского проекта «Евробарометр». Критика явления вовсе не означает его полного отрицания. В этом и содержится один из главных принципов демократии вообще.

В итоговом коллоквиуме уходящего года приняли участие политики, ученые, журналисты, активисты неправительственных фондов и квалифицированные журналисты.

Исследования показали, что большинство избирателей в Европе опасаются агрессивных кампаний по дезинформации, утечке данных и кибератакам, которые могут изменить результаты выборов кардинальным образом. А ведь речь идет немного немало о том, как сделать выборы справедливыми и свободными, демократию устойчивой.

Первый заместитель председателя Еврокомиссии (комиссия Юнкера) Франс Тиммерманс, министр иностранных дел Нидерландов с 2012 по 2014 гг., заявил:

«Наши исследования показывают, что люди действительно беспокоятся по поводу дезинформации. Хорошая новость в том, что все большее количество граждан относятся к информации, которую получают, критично, и знают, что существуют скрытые силы, которые манипулируют тем, что люди читают, о чем размышляют, и тем, за что голосуют. Для того, чтобы утвердить легитимность европейской демократии, исключительно важно, чтобы граждане использовали в полной мере свое право голоса».

Европейские выборы, по мнению некоторых других политиков, комментировавших результаты исследований, уже не будут проистекать привычным образом. Нет того доверия, которое было прежде, и потому избиратели потребуют дополнительную информацию о том, что происходит в ЕС и о новых участников этого глобального проекта.

42% европейцев четыре года назад проголосовали за нынешний состав Европарламента, 43% уже сегодня пожелали знать как можно больше о Евросоюзе вообще, во всех подробностях, и, главное в том, как и что влияет на их ежедневное существование. 31% категорически заявили, что предпочитают видеть среди политиков молодежь, а не тех, кто себя уже скомпрометировал за прошедшие годы, но намертво вцепился во власть и не намерен ослабить хватку ни на минуту.

Политики заявили, что комиссия Юнкера постоянно работает над тем, чтобы чиновники сближались с гражданским европейским обществом и чаще бы встречались с людьми по всем вопросам. Объявлено, что в молодежной среде активно функционируют общественные кампании EU Protects и EU and ME. Еврокомиссия настаивает на том, что намерена проводить политику осведомленности среди населения с участием национальных информационных институтов, иначе не сумеют мобилизовать избирателей на майские выборы. А это проблема легитимности Европарламента, а следом за ним и самой Еврокомиссии. Такое заявление совсем неслучайно, так как социальные опросы распределись следующим образом: 61% обеспокоены манипуляциями посредством кибератак, 59% опасаются, что на выборы повлияют «заинтересованные иностранцы» и преступные сообщества, 67% боятся, что утечка их личных данных позволит направлять запросы и требования якобы от их лица в адрес политиков. Избежать всего этого 81% опрошенных предлагают как раз через «прямую гласность» и уравнение в правах всех партий, независимо от их заявлений и планов. Правые и левые, сторонники радикальных капиталистических формаций и леваки-социалисты — разлет мнений в единой Европе колоссальный. Есть и другие предложения, как все это обуздать на выборах, большая часть которых либо не содержат ничего нового, либо выглядят слишком рутинно и потому беспомощно.

Сэр Уинстон Черчилль, страна которого уже практически выбыла из ЕС, упоминался мною в самом начале с его саркастическими характеристиками демократии вообще. Но я убежден, что некоторые его афоризмы вообще не требуют комментария и потому привожу их ниже в качестве бонуса, если хотите. Надо просто попытаться их расставить в логичном порядке и тогда Евробарометр, возможно, покажет верное измерение на своей шкале:

Задача парламента – заменить рукопашные бои словесными.

Когда молчат орлы, попугаи болтают.

Сокол поднимается высоко, когда летит не по ветру, а против ветра.

Я свиней люблю. Кошки на нас смотрят сверху вниз, собаки – снизу вверх. Лишь свиньи на нас смотрят как на равных.

Ложь успевает облететь полмира, пока правда натягивает штаны.

Ничем так не заслужишь авторитет, как выдержкой.

Политика столь же опасна и захватывающа, как война. В сражении вы можете погибнуть лишь раз, в политике – множество раз.

Любой коллапс – это новый способ достижения целей.

Единственно верное решение американцы находят всегда. После того как все остальные перепробуют.

Когда дерутся двое – третий выигрывает.

Если убийцу убить, количество душегубов не изменится.

Врождённым пороком капитализма является неравный раздел благ; врождённым достоинством социализма – равное распространение нищеты.

Мы живём в эру грандиозных событий и крохотных людей.

Люди великолепно умеют хранить тайны, которых не знают.

Народ, запамятовавший своё прошлое, потерял своё будущее.

Думаю, если людям дать возможность расположить эти мысли величайшего из политиков, допустившего огромное количество ошибок, но и достигшего не меньшего числа побед, в рейтинговом значении для себя, то Евробарометр сработает очень эффективно.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама