12 декабря 2017, 20:25

«Вы этого не осознаете, но вас программируют». Бывший топ‐менеджер Facebook обвинил соцсеть в разрушении общества

Читать 360tv в

-

Выступая на мероприятии Стэнфордской школы бизнеса, Палихапития заявил, что чувствует «огромную вину» за свое участие в создании Facebook. Менеджер работал в компании с середины нулевых до 2011 года, когда он основал венчурную фирму Social+Capital Partnership.

Реклама

Армия Иисуса за 64 рубля: какую рекламу в Facebook заподозрили в российской пропаганде

«Мы достигли того момента, когда создали инструменты, которые разрывают социальную структуру общества», — заявил Палихапития, отметив, что людям нужно взять паузу в использовании соцсетей. Он подверг критике не только Facebook, но и механизмы, по которым работают социальные медиа. Менеджер подчеркнул, что говорит не о скандале с российской рекламой, якобы благодаря которой Дональду Трампу удалось выиграть президентские выборы.

Движимые дофамином краткосрочные петли обратной связи, которые мы создали, уничтожают то, как работает общество. Никого цивилизованного диалога, никакого взаимодействия, дезинформация, ложь. И это не только американская проблема — дело не в российской рекламе. Это глобальная проблема. — Чаматх Палихапития.

Палихапития признался, что не имеет универсального решения, но сам стал пользоваться соцсетями как можно меньше. Менеджер также заявил, что его детям запрещено «использовать это дерьмо».

Мы строим наши жизни вокруг чувства совершенства, потому что мы получаем награду в виде этих краткосрочных сигналов — «сердец», лайков, «больших пальцев» — и мы приравниваем их к ценностям, к правде. Но на самом деле, это краткосрочная, фальшивая, хрупкая популярность, которая, признайте это, оставляет вас еще более пустым, чем до ее получения — Чаматх Палихапития.

Он упомянул трагедию, которая произошла в Индии весной этого года. Тогда фейк о случаях похищения детей, который передавали по What’sApp, привел к убийству семи невиновных людей: их приняли за преступников и линчевали.

Менеджер признал, что социальная платформа, которую он помогал создавать, «преимущественно делает добро в мире», но при этом призвал слушателей задуматься, что они могут сделать. «Вы не осознаете этого, но вас программируют. Теперь вы должны решить, насколько вы готовы отказаться от вашей интеллектуальной независимости», — предупредил он.

«Одному богу известно, как это влияет на наших детей»

Интересно, что Палихапития не первый бывший сотрудник Facebook, критикующий его влияние на общество. Месяц назад экс-президент соцсети Шон Паркер обвинил FB в эксплуатации человеческой психологии. Он вспомнил, что в начале существования Facebook люди говорили ему, что не используют соцсети, потому что ценят общение в реальной жизни. Паркер отвечал, что они все равно будут в соцсетях. «Не знаю, понимал ли я последствия того, что говорю», — добавил бизнесмен, подчеркнув, что имеет ввиду последствия, которые появились, когда аудитория проекта превысила два миллиарда человек.

Это буквально меняет ваши отношения с обществом, друг с другом. Это, вероятно, мешает производительности странными способами. Одному богу известно, как это влияет на мозги наших детей — Шон Паркер.

Предприниматель упомянул, что при создания соцсети разработчики пытались понять, как получить максимум внимания от пользователя. Так появилась кнопка лайка, которая дает «небольшой дофаминовый заряд», побуждающий постить больше контента.

«Это петля обратной связи — именно та вещь, к которой пришел бы хакер вроде меня, потому что используется уязвимость в человеческой психологии», — заключил Паркер.

Влияние социальных медиа на общество начали активно обсуждать в США в связи с «российским вмешательством» в президентские выборы. Осенью в Facebook заявили, что российская компания «Агентство интернет-исследований» опубликовала в соцсети 80 тысяч объявлений, которые были показаны 29 миллионам пользователей в период с января 2015 года до августа 2017 года. С учетом лайков и репостов, их увидели 126 миллионов человек. По мнению представителей Facebook, посты провоцировали рознь между американцами.

Реклама

Реклама