18 апреля 2017, 17:10

«Это не учебное пособие». Почему еще не вышедший на экраны фильм «Матильда» рано «хоронить»

Читать 360tv в

-

Новый фильм Алексея Учителя «Матильда» о любви последнего российского императора еще не увидел свет, а скандал вокруг короткого трейлера продолжается уже почти полгода. Новый виток конфликта — дело рук экс-прокурора Крыма, ныне депутата Госдумы Натальи Поклонской; у нее, как известно, особое отношение к государю Николаю II. На днях Поклонская передала в Генпрокуратуру результаты проведенной по ее просьбе экспертизы трейлера и сценария фильма. По мнению экспертов, в фильме передан «ложный» образ царя как «растленного» человека, и картину публично показывать нельзя. О том, кем был Николай II и почему «Матильду» рано списывать со счетов — в материале «360».

Реклама

Юная балерина Матильда Кшесинская и будущий император Николай II познакомились, когда император уже поддерживал переписку с будущей женой Александрой Федоровной, внучкой английской королевы Алисой Гессен-Дармштадтской. Однако спустя недолгое время «малютка» Кшесинская увлекла наследника, и он начал регулярно посещать ее выступления. Первая любовь настигла неискушенных молодых людей. Романтические отношения, полные нежности и преданности, длились около двух лет и были прерваны с достоинством — Николай готовился надеть корону и занялся государственными делами, а Кшесинская продолжала с упоением танцевать и стала одной из лучших балерин эпохи. Когда состоялась помолвка, Николай II рассказал невесте о своем романе с Кшесинской, на что будущая императрица не обижалась — она списала его увлечение на молодые годы и поблагодарила за выбор в ее пользу.

Именно истории любви юного цесаревича и балерины посвящен новый фильм Учителя. В основе фильма — дневники Кшесинской, картина является художественной и не претендует на звание исторической или документальной. Однако Поклонская считает, что кино оскорбляет религиозные чувства православных христиан и занимается «подменой фактов», а заказанная ею экспертиза это подтверждает.

Сам режиссер Учитель заявил, что сожалеет, что «такие» эксперты проводили анализ картины. По его мнению, нападки Поклонской только мешают ему заниматься действительно важными вещами.

Кандидат исторических наук Олег Айрапетов считает, что любовная связь может случится с каждым, неважно, император это или простой смертный. Главное — грамотно и сбалансированно подать историю.

У Николая II в бытность наследником, царевичем, была любовница — что здесь такого? Мои чувства как гражданина Российской Федерации, например, задевает весь этот идиотизм. И вообще, Церкви свой имидж так поднимать не стоит. Посудите, чем этот фильм отличается от, например, так называемой исторической картины, снятой, например, Михалковым или Бондарчуком? Ничем — Олег Айрапетов.

Он напомнил, что среди авторов экспертизы нет именитых историков, а при определенной предвзятости можно «заключить» все что угодно. Ученый считает, что проводить подобные экспертизы, когда фильм еще не готов, опрометчиво.

Это бред. Кто проводит эти экспертизы? И на каком основании кто-то навязывает свои убеждения и правила? Мне совершенно неясно, что вообще происходит: какая-то почти анонимная экспертиза на фильм, который никто не смотрел — Олег Айрапетов

По мнению доктора исторических наук, специалиста в области государственной церемониальной культуры Оксаны Захаровой, фильм не стоит воспринимать как исключительную историческую правду и как учебное пособие. По ее словам, фильм и называется художественным именно потому, что автор берет на себя ответственность за интерпретацию, но не изложение фактов.

То, что у императора была любовь до брака — известный факт. Об этом знали и при дворе, и его супруга. Художник берет на себя эту ответственность. Это дело его совести. Это художественный фильм, снятый по мотивам дневников Кшесинской. Это не учебное пособие — Оксана Захарова.

По мнению историка, очень важно учитывать контекст в фильме, однако, исходя лишь из трейлера, дать объективную оценку картине невозможно. «Если, например, это будет поворот в сторону истории русского балета и покровительства императорским театрам, то вообще непонятно, в чем претензия», — считает Захарова.

Захарова отметила, что дневники Кшесинской, на которые опирался Учитель при создании «Матильды», имеют очень много спорных моментов. К ряду ее записей нужно относиться с вниманием и осторожностью, однако заявлять об их ложности нельзя.

О Николае Александровиче очень много сказок, очень много слухов, к тому же многие опираются на дневник Матильды Феликсовны. Многие ее изречения тоже заслуживают внимания и исследования. Поймите — это обиженная женщина. Но все равно для нас, историков, это является источником — нравится это кому-то или нет. Но там очень много спорных моментов и вопросов, даже не касающихся их отношений. На основе одного только ее дневника делать какие-то выводы опасно — Оксана Захарова.

Писатель, историк, член правления Русского исторического общества Алексей Шишов отмечает, что создавая образы великих людей режиссеры и сценаристы должны говорить о фактах, а не пытаться достичь образа, к которому кто-то привык или хочет видеть.

Любые образы — плод фантазий творцов. А для нашей истории важно относиться к подобным образам объективно. Николай II был действительно очень мягким человеком — он не был жестоким, был мнительным, мучим душевными страстями и сомнениями. Он был человеком высокой культуры с мягким характером, и многие его поступки можно без зазрения совести этим объяснить — Алексей Шишов.

По мнению историка, любовь цесаревича к Матильде просто не может быть постыдной — балерину признавали в России и Европе как профессионала и восхищались ею. К тому же она обладала манерами, достойными воспитанной и образованной женщины.

Она своего рода тоже была высшим чином и вела себя достойно. Николай тоже был благороден и честен — когда забрезжила его будущая женитьба, он оповестил об этом Матильду, и отношения прекратились. К тому же расстались они по-дружески, оба пронесли это с достоинством, он попросил называть его на «ты» и обращаться по любому необходимому поводу. А она нарочно никаких благ себе не искала — Алексей Шишов.

Реклама

Реклама