• «Это какая-то архаика». Что говорят эксперты о брошюре для мигрантов с героями сказок

    «Это какая-то архаика». Что говорят эксперты о брошюре для мигрантов с героями сказок

    Мэрия Москвы выпустила 100-страничную брошюру, которая должна помогать мигрантам в адаптации. Героями брошюры стали персонажи русских сказок. Опрошенные «360» эксперты в основном позитивно оценили сам факт выхода брошюры, но раскритиковали ее содержание.

    Департамент национальной политики Москвы будет распространять среди мигрантов брошюру, которая должна помочь им адаптироваться в новой стране. 100-страничная инструкция состоит из комиксов, героями которых стали герои русских сказок — три богатыря, Василиса Премудрая, Снегурочка, Купава и многие другие, сообщает BBC.

    Автором продукта стала организация «Поддержки трудящихся мигрантов Москвы». Согласно данным издания, создание брошюры обошлось в семь миллионов рублей, ее тираж составил 50 тысяч экземпляров. Контент для брошюры разрабатывали юристы, занимающиеся правами мигрантов, а затем преподаватели, тестирующие мигрантов на знание языка, адаптировали для них язык брошюры.

    «Это какая-то архаика». Что говорят эксперты о брошюре для мигрантов с героями сказок | Изображение 1

    Главный редактор портала «Фергана.ру» Даниил Кислов позитивно оценил сам факт выхода подобной брошюры, но при этом раскритиковал ее содержание.

    Я рад, что появляются подобные вещи, хотя они абсолютно не удовлетворяют меня своим содержанием. Я уверен, что мое мнение разделят руководители мигрантских организаций и диаспор. Это второй такой опыт на моем веку. Первый был пару лет назад, когда были выпущены брошюры, на которых мигранты изображались в виде шпателя и других рабочих инструментов. Новая попытка изобразить Москву городом витязей и Кощеев, а мигрантов изобразить чужаками — это еще более неуместная попытка.

    Кислов также посетовал на вопросы, отвечать на которые будет тяжело не только мигрантам, но и россиянам.

    Некоторые доступные фрагменты просто ужасают. Меня потряс вопрос из кроссворда, на который должны ответить мигранты, по поводу агорафобии Петра I. Слово «агорафобия» знает далеко не каждый образованный человек.

    По мнению эксперта, брошюры не справляются со своей главной задачей — интеграцией мигрантов в общество.

    Подобные брошюры призваны работать на адаптационные механизмы мигрантов, то есть интегрировать их, рассказывать, какая здесь реальная жизнь. Но получается, что реальную жизнь через этот комикс они не увидят, они увидят какую-то сказку, идеализированные образы московской милиции, ФМС. Далеко не каждый русский, извините меня, знает, кто такая Купава. Я вот не знаю, хотя у меня два высших образования. Вот эта модель изображения их чужими, а Москву — городом таких богатырей, это некорректно, это даже может быть опасно. Какую реакцию это вызовет у мигрантов — не совсем понятно.

    Председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов негативно высказался о создании брошюры. По его словам, мигранты в большей степени нуждаются в правовой помощи.

    Механизм заботы о гражданах отсутствует, а мы начинаем какие-то брошюры придумывать. Ну кому-то, значит, хотелось списать определенные суммы денег, нашли время, дешевую типографию. Это, по-моему, отстающие от нашей жизни люди. Я не поддерживаю подобные [инициативы]. Пожалуйста, создавайте учебные центры, создавайте правовые отделы, чтобы людям можно было помочь.

    Основатель сервиса «Тутждут» Наталья Хмельницкая поддержала выход брошюры, хотя поставила под сомнение использование в ней героев русского фольклора.

    Хорошо, что вообще что-то сделали. Неплохо, что проблемой адаптации и интеграции кто-то озадачился. Мы занимаемся мигрантами в интернете, понимаем уровень образования тех, с кем мы работаем. Если они умеют пользоваться интернетом и получать часть информационных услуг оттуда, [уровень] уже какой-то есть. И нам бы не хотелось, чтобы в следующий раз там были какие-то эфемерные сказочные персонажи, потому что для нашей аудитории Россия — страна высокотехнологичная, гораздо более развитая, чем страны исхода.

    Хмельницкая заявила, что создатели брошюры не проанализировали свою целевую аудиторию, поскольку молодые мигранты не знакомы с русским фольклором, который используется в брошюре. При этом рисованные персонажи, по ее словам, могут помочь в адаптации.

    В принципе, рисованные персонажи могут помочь. Насколько эффективны будут именно эти герои — это вопрос оценки, надо протестировать, обсуждать. Инфографика работает, это я могу сказать точно. Насколько будут эффективен именно этот выбор? Я бы делала персонажей по профессиям, не привязывала бы их к сказочным героям, это какая-то архаика.