Эстетика убийства. Что связывает маньяков с жертвами на примере журналистки Мариновой | 360°

09 октября 2018, 16:19

Эстетика убийства. Что связывает маньяков с жертвами на примере журналистки Мариновой

Читать 360 в

На четвертый день расследования убийства журналистки Виктории Мариновой задержан подозреваемый. Им оказался асоциальный тип, украинец с румынским гражданством.

МВД страны и главной прокуратурой были мобилизованы лучшие криминалисты Болгарии, а оппозиционные софийские политики даже потребовали привлечь к расследованию специалистов из ФБР и полицейских ведомств Евросоюза. И вот подозреваемый появился. По словам прокуроров, в распоряжении криминалистов находится достаточно идентификационного материала ДНК и других вещественных улик для его изобличения.

Местные журналисты, например, изначально считали, что Виктория Маринова была убита не в связи с ее профессиональной деятельностью. Развитие политической версии, по их мнению, лишь мешало расследованию, потому что отводило его далеко в сторону.

Убийца, по сообщению bTV, вел беспорядочный образ жизни, свободно передвигаясь по стране.

Оказалось, что Виктория часто совершала оздоровительные пробежки вдоль берега Дуная, специально для этого подъезжая сюда на машине. И на этот раз она сказала дома, что немного пробежится, но ее телефон больше не отвечал. Случайный прохожий около 14 часов дня обнаружил следы крови и разбросанные вещи на набережной. С задержанным уже работают три прокурора. Однако сначала в СМИ попытались придать этому делу политический душок.

Дело в том, что страна находится в перманентном состоянии политического кризиса, когда за ведущий пост в Министерском совете готовы бороться несколько решительных групп и даже угрожают внеочередными выборами в Народное собрание. Болгария —парламентская республика, в которой последнее слово всегда за партиями, получающими в парламенте большинство и назначающими премьера.

Несчастье, случившееся с журналисткой Викторией Мариновой из заштатной телекомпании в провинциальном, хоть и  промышленном и портовом городе на Дунае, уже попытались использовать для пересмотра болгарского политического истеблишмента. Более того, на берегу реки наряду с типичными для расследования убийств уликами и вещественными доказательствами даже успели обнаружить традиционный коррупционный след. Журналистка якобы выявила связи русской нефтяной и финансовой мафии с известным болгарским бизнесменом — и вот родилась звонкая версия. Ее якобы жестоко заткнули, отомстили, грязно надругались, чтобы ее смелым коллегам было неповадно блуждать в грязном лабиринте коррупции и скандальных хищений миллионов из Еврофондов.

Следственная бригада, которую курирует премьер-министр Бойко Борисов, а в свое время «главный секретарь МВД», находилась в двусмысленном положении. Если бы они открыто настаивали на том, что в действительности следы ведут в другую сторону, не имеющую ничего общего с нефтью, денежными фондами, жуликами-политиками и разоблачительными телепрограммами, их бы немедленно обвинили в желании скрыть истинного исполнителя и заказчика убийства смелой журналистки.

В последнее время убийства журналистов пугающе часты. Например, недавно подобное произошло сразу в двух странах Восточной Европы и привело к серьезным политическим кризисам. Известны такие прецеденты на Украине, в ЦАР и нищающих государствах Латинской Америки. В нескольких десятках трагических эпизодов у следователей почти не оставалось сомнений в политическом характере преступлений. Как правило, они раскрываются, потому что криминалисты часто идут не от преступления к убийце, а от вероятного убийцы и заказчика к преступлению, пользуясь древней формулой римского права: скажи, кому это выгодно, и я скажу, кто это сделал. Вопрос не только мотива, но и почерка. Такие грязные дела поручают всегда людям с профессиональными навыками, и даже если они зачищают место преступления под обычное ограбление, изнасилование или иную скандальную историю, почерк ясно виден и может быть легко идентифицирован.

Но есть особая категория убийств, которая даже для самого преступника не является очевидной по истинному мотиву. Она есть следствие глубокой психологической травмы, в основе которой либо чрезвычайно заниженная, либо даже опасно завышенная самооценка человека. При этом он считает себя жертвой невнимания общества, выраженного в поведении, как ему кажется, его типичного представителя или представительницы. Чаще второе, потому что в основе этого чувства обычно лежит болезненное либидо человека, считающего себя вправе претендовать на интимное внимание со стороны жертвы. Беда в том, что чем предмет его вожделения более известен, тем острее эмоции, тем более разнуздана так называемая превентивная фантазия, изощреннее и чудовищнее методы.

Такие люди нередко являются по своей криминальной сути серийными убийцами, которые в силу определенных обстоятельств довольствуются лишь одним преступным эпизодом. Но в самых опасных случаях они могут продолжить деятельность спустя некоторое время, или, напротив, кровавый эпизод с популярной в обществе жертвой становится развитием их предыдущей преступной практики, так сказать, ее восхождением. Они видят в своей кровавой деятельности некую эстетическую составляющую, поднимающую их в собственных глазах или даже оправдывающую. Мне приходилось сталкиваться с подобными людьми в бытность работы в отделе по расследованию убийств в московском угрозыске. Они не привлекательные образы для сценаристов кино, а чудовища, которые в обычной жизни могут выглядеть вполне презентабельно.

Одним из самых ярких примеров был серийный маньяк-убийца Андрей Чикатило, которого долго невозможно было заподозрить совершенном. Вполне уважаемый член общества, семьянин, достаточно образованный и даже в чем-то обаятельный человек. Он служил когда-то в погранвойсках, а потом — связистом в группе советских войск в Германии. Иными словами, прошел даже сквозь кадровый военный фильтр. На учете у психиатра никогда не состоял. Таких «надежных» душегубов, как он, на моем пути встречалось очень немало. Но такова была моя профессия, и она давала мне возможность познать то, что недоступно обычному человеку.

Болгария всегда была спокойной в этом смысле страной, то есть здесь как традиционная уголовная преступность, так и подобные скандальные экзерсисы были крайне редки. Тут не было повального пьянства, редко случались кражи, мошенничества, грабежи, изнасилования. Но с выходом из «тоталитарной» социалистической системы полицейского контроля произошло то, что свойственно любому обществу: выросла преступность во всех направлениях — от традиционной до профессиональной.

Случай с Викторией, видимо, еще более примитивен: блуждающий по Восточной Европе идиот с нездоровыми инстинктами изнасиловал, ограбил и убил хорошенькую молодую женщину.

Нападения маньяков на людей случались и раньше. Например, до сих пор старшее поколение не может забыть две продолжительные серии убийств в Софии в конце 1950-х годов. В столице была зарегистрирована целая серия жестоких атак на женщин, сопряженных с изнасилованиями и почти всегда оканчивавшихся смертью. В конце концов был задержан человек, который получил в народе прозвище «Жоро-певето». Певе – на болгарском языке означает «булыжник». Он выкапывал из мостовой тяжелый камень и наносил им удар по голове ночной прохожей. Потом насиловал, грабил и добивал тем же «певе». Его схватили.

Но тут же началось нечто совсем неожиданное: нападения стали совершаться на молодых мужчин. Однако убивали их ударом тяжелого кирпича в затылок. Потом демонстративно стаскивали с них брюки, белье и грабили. В основном по мелочам: часы, дешевые перстни и худые кошельки. Вскоре была задержана женщина-маньячка, которая тут же заслужила прозвище в народе «Мара-тухлата». Тухла — по-болгарски означает «кирпич». Она, оказывается, не рассчитывала на справедливость суда в отношении «Жоро-певето» и решила отомстить за погубленных им женщин вот таким жестоким образом.

Ни Жоро, ни Мара в быту не производили впечатления людей опустившихся. Словом, домашних животных не мучили, детей не били, не сквернословили, не пьянствовали. Но их уродство росло в них тайно. Каждое убийство было ими внутренне оправдано, болезненно мотивировано и даже тонко рассчитано — ни свидетелей, ни улик. Эти два примера могут быть очень показательными во всех похожих случаях.

Следственная группа по делу Виктории Мариновой, несомненно, работала и в этом направлении, то есть проверяла версию о маньяке. Журналистка была достаточно известна, внешне привлекательна, успешна и весьма самоуверенна. Человек, свершивший такой жесточайший акт, мог приготовиться к этому задолго, накручивать себя просмотром ее программ, например. Убийца вполне мог использовать ее интерес к политическим разоблачительным материалам и предупредить по телефону или при первой встрече о том, что рискует, передавая ей информацию.

Маньяки бывают очень изобретательны и смелы. Они хорошо знают, на что идут, и легко просчитывают и ситуацию, и психологию жертвы. А дальше, теряя над собой контроль, ведут себя так, как может делать только взбесившийся хищник. Это подкрепляется нездоровым либидо, извращенным честолюбием и, наконец, страхом быть схваченным на месте.

Что в действительности произошло в том парке на набережной Дуная, пока никому, кроме преступника, не известно, но криминальный почерк убийцы изначально не соответствовал тому, что свойственно профессиональным наемникам. Чрезмерно много намеков на то, что это сделал психопат, а не расчетливый и хладнокровный профессионал. Щедро оставленные следы говорили о том, насколько был эмоционально перегружен убийца. Да и политический шум вокруг такого дела вполне можно было просчитать заказчикам, если бы таковые существовали. Трудно себе даже представить, как значимому и очень состоятельному человеку в столь тесном политическом пространстве, какое свойственно маленькой Болгарии, можно спрятаться хотя бы от косвенных подозрений в том, что он заказчик кровавого убийства. Такому роду людей это несвойственно. Да и никак не укладывается в психологию удачливых и хитрых бизнесменов в этой стране.

У этого убийства совсем другая «эстетика». Она попросту отсутствует. Все проделал низкий, примитивный тип, от которого нечто подобное, видимо, вполне можно было ожидать. Но это еще раз говорит о том, что использовать политическую конъюнктуру в делах подобного рода подло. Вот у этого есть своя «эстетика» — эстетика убийства общественного сочувствия к жертве, имя которой используется в целях той же конъюнктуры. Не еврофонды, оказывается, тут воровали, а просто грязный негодяй вырвал жизнь у молодой привлекательной женщины.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама