Есть металл прочней металла: как защищают танки от попадания? | 360°

29 апреля 2018, 05:55

Есть металл прочней металла: как защищают танки от попадания?

Читать 360 в

Широкое применение бронетанковой техники на фронтах Первой и Второй мировой войны зарекомендовало эффективность этого вида вооружения на многие десятилетия вперед. Тяжелые машины, оснащенные мощными орудиями, применялись в крупнейших военных конфликтах для осуществления маневренных операций.

Но прогресс никогда не стоял на месте, а потому со временем бронированная поверхность танков стала уступать постоянно модернизируемым снарядам, которые способны были пробивать толстые стальные листы. Это привело к тому, что ведущие конструкторы из разных стран уже с середины 20 века приступили к разработке технологий, позволяющих надежно защитить экипаж бронемашины от попадания.

Реклама

Первое время для усиления брони танков инженеры прибегали к простому способу — увеличить толщину бронепластин. Но поскольку улучшение боеприпасов происходило с более высокой скоростью, в конце-концов добавление дополнительных слоев стало неэффективным. С увеличением толщины корпуса танки становились значительно тяжелее, что сказывалось на их маневренности и других характеристиках.

Вместо топорного метода ученые, работающие в военной отрасли, искали другие методы реализации желаемой идеи. В начале 60-х годов настоящим открытием стало изобретение брони, использующей технологию «промежуточного» состава. Она подразумевала, что защитное покрытие корпуса должно состоять из нескольких слоев, где между бронеплитами размещался слой материала, способного рассеять или значительно ослабить силу кумулятивной струи.

Первой успешной разработкой, использующей комбинированную броню, стал советский танк Т-64, где в качестве «прокладки» использовался стеклотекстолит. Параллельно с этим в Великобритании вели работу над системой, использовавшей тот же принцип. Состав материалов Chobham, чье название позже стало наименованием для большинства типов керамической брони, до сих пор остается засекреченным. Спустя 15 лет в США выпустили M1 Abrams, использовавший тот же принцип, а в Германии Leopard.

Но советские специалисты не останавливались на достигнутом и продолжали экспериментировать. Сотрудники «НИИ Стали» изобрели комбинированную броню, которая состояла из ячеек. Принцип работы технологии позволял направлять энергию кумулятивной струи в обратную сторону, тем самым снижая ее пробивную силу.

Наполненные жидкостью фрагменты брони позволяли отражать кумулятивную струю в сторону. Используя в прототипах различные материалы и вещества, авторы брони смогли добиться значительного уменьшения веса элементов защиты. В отдельных случаях новые бронепластины оказывались легче стальных вполовину.

Не отставал и Запад, где предпринимались попытки разработать похожую защиту. В каких-то странах их продолжают и по сей день из-за возможности снизить расходы на производство «пассивной» брони. В некоторых государствах предпочитали не изобретать велосипед, а попросту покупали готовую технологию у стран, которые ей обладали. Однако, в последнее время в производстве военной техники стали использовать комбинированный подход — комплексы активной защиты совмещаются с броней композитного типа.

США в данный момент ведут разработку танка, использующего КАЗ, купленные у Израиля, и металлическую пену, которая позволяет эффективнее противостоять снарядам. По мнению специалистов из Университета Северное Каролины, которые проводят исследования по данному вопросу, металлическая пена не только рассеивает кумулятивную струю с большим успехом, но и снижает термическое воздействие. Их российские коллеги не раз отмечали, что несмотря на громкие заявление, добиться получения желаемой защиты американцам так и не удалось.

Что касается самого современного российского танка «Арматы», на нем стоит КАЗ «Афганит», который перехватывает подлетающие снаряды, а также включает в себя систему, работающую на принципе «ударного ядра». Многослойная броня по принципу конструктора позволяет менять конфигурацию защитных элементов, учитывая применение техники под конкретные задачи. При необходимости они снимаются, за счет чего достигается снижение общего веса бронемашины.

Авторы:

Реклама

Реклама