• Эрмитаж купил «Аврору» у немецкого художника за миллион долларов. Она того стоит?

    В коллекции современно искусства Эрмитажа в Санкт‐Петербурге пополнение. Руководство галереи купило работу кисти немецкого художника современности Ансельма Кифера. Картина «Аврора» обошлась Эрмитажу в сумму свыше 63 миллионов рублей. «360» узнал у искусствоведов, стоят ли произведения современного искусства таких денег и насколько они интересны музеям.
    Эрмитаж купил «Аврору» у немецкого художника за миллион долларов. Она того стоит?
    Следующая новость

    В июне музей изобразительного искусства Эрмитаж, который расположен в комплексе Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга, приобрел картину «Аврора» одного из самых известных и дорогих художников современности Ансельма Кифера, говорится в материале на портале госзакупок.

    Согласно документам, цена произведения составила около 750 тысяч евро или чуть более миллиона долларов. «Стоимость произведения искусства в рублях определяется по курсу евро, установленному ЦБ РФ, на дату заключения договора, и не может превышать 63 750 000 рублей», — отмечается в сообщении. Из них 76 тысяч евро заплатит жертвователь, имя которого в конкурсной документации не фигурирует, а остальную сумму выделит Эрмитаж.

    Картина будет доступна посетителям уже в конце августа. Произведение искусства состоит из двух несамостоятельных частей на отдельных подрамниках. Размер одной части составляет 2,8 на 1,9 метра, а второй — 2,8 на 3,8 метра. Работа написана на холсте. При создании «Авроры» художник использовал масло, акрил, эмульсию, шеллак и свинец.

    Примечательно, что картина была создана художником специально для Петербурга. На полотне изображено озеро с лодкой в окружении первозданной природы. По словам автора, создавая «Аврору», он вдохновлялся фотографиями Петербурга.

    Дорогой современник

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/3919_%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»/Максим Блинов

    Купленная Эрмитажем картина принадлежит кисти одного из самых известных и дорогих художников современности Ансельма Кифера. Он входит в число крупнейших художников послевоенной Германии. Мировую популярность и признание Кифер получил в 1990-х годах, когда создавал серии работ, черпая вдохновение в творчестве Пауля Целана, Ингеборг Бахман и Велимира Хлебникова. В большинстве произведений художник поднимает тему холокоста и внутренней несвободы. Его картины занимают почетное место в собраниях европейских, американских и австралийских музеев. С 1993 года художник живет и работает в Париже.

    Полотна Кифера достаточно популярны на рынке, отметил в беседе с «360» искусствовед Сергей Подстаницкий. По его словам, Эрмитаж купил картину «Аврора» за оптимальную для полотен Кифера стоимость. «Выбор музея был предсказуем — Эрмитаж давно формирует коллекцию современного искусства на своих выставочных площадках, поэтому покупка оправдана», — рассказал собеседник «360».

    При этом «Аврора» — не самая дорогая работа живописца. Летом 2016 года на аукционе Phillips в Лондоне другая картина Кифера под названием «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» ушла с молотка за 2,4 миллиона футов стерлингов (3,3 миллиона долларов). Полотно приобрел частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. До этого времени самая дорогая картина Кифера стоила 1,82 миллиона футов (2,4 миллиона долларов).

    Между тем покупка произведения искусства — популярный способ инвестиций среди миллиардеров и финансистов. К примеру, одна из самых дорогих картин мира — полотно Виллема де Кунинга «Обмен» — пару лет назад в свою частную коллекцию получил основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин. Чтобы заполучить «Обмен», бизнесмен потратил 300 миллионов долларов.

    Среди российских миллиардеров в искусство предпочитает вкладываться предприниматель Дмитрий Рыболовлев. В 2014 году он купил картину Ротко «№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» за 186 миллионов долларов. Правда, через год бизнесмен подал в суд на своего арт-дилера Ива Бувье. Якобы Бувье приобрел картину за 146 миллионов долларов, а затем перепродал ее Рыболовлеву с накруткой в 40 тысяч.

    Расточительные музеи

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/3918_RIAN_5519512.LR.ru.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»/Владимир Песня

    Не только частные коллекционеры готовы выложить астрономические суммы за картину. В 2015 году сотрудники национального музея Катара купили на одном из аукционов картину импрессиониста Поля Гогена, стоимость которой составила приблизительно 300 миллионов долларов. На полотне «Когда свадьба?» изображены две таитянские девушки, а сама картина была создана художником в 1892 году. Катарцы тратят баснословные средства на искусство не впервые — в 2012 году жители Персидского залива приобрели полотно «Игроки в карты» Поля Сезанна за 250 миллионов долларов.

    Не жалеют денег на искусство и российские музеи. В конце 2009 года Эрмитаж приобрел русские акварельные портреты и фарфор из собрания парижской галереи «Попов». При этом самой дорогостоящей сделкой музея можно считать покупку картинный «Черный квадрат» Каземира Малевича. В 2002 году Эрмитаж на пожертвования президента инвестиционного холдинга «Интеррос» Владимира Потапина приобрел лот за один миллион долларов.

    При этом музеи зачастую получают картины либо в качестве пожертвований, либо в дар от меценатов, рассказал «360» академик Российской академии художеств Сергей Заграевский. «Существует разные способы добавления картин в коллекцию государственных музеев — договоренность через правительственные каналы или получение произведений искусства в дар от художников или галерей. При этом покупка лота на аукционе по рыночной стоимости, как это было с картиной „Аврора“ , — редкое явление, поскольку деньги в подобных случаях выделяются из государственного бюджета», — отметил Заграевский.

    Следующая новость