• Неэффективная и сложная в эксплуатации. Почему эксперты раскритиковали новую шумовую разметку российских дорог

    В 2019 году на разделительных полосах крупных дорог появится специальная шумовая разметка. В Росавтодоре уверены, что сильная тряска поможет удержать водителей от выезда на встречку. Однако опрошенные «360» эксперты усомнились в такой возможности.
    Неэффективная и сложная в эксплуатации. Почему эксперты раскритиковали новую шумовую разметку российских дорог

    Разметку, пишут «Известия», опробуют на федеральных магистралях Р22 «Каспий» между Волгоградом и Москвой, М7 «Волга» в Татарстане, М5 «Урал» в одноименном регионе, Р254 «Иртыш» и Р258 «Байкал» в Сибири, а также на Северном и Южном Кавказе. Причем преимущественно, пояснил представитель Росавтодора, шумовой разметкой оснастят трассы именно двух последних регионов, где есть много серпантинов и однополосных дорог.

    Новинка появится на тех участках магистралей, где невозможно установить тросовое или барьерное разграничение. При выезде на разметку автомобиль начнет трясти, а это, как полагает руководитель отдела сохранности и организации дорожного движения ведомства Дмитрий Ставский, не понравится водителям и удержит их от выезда на встречку в местах, где обгон запрещен.

    В настоящее время аналогичную разметку использует в качестве разделительной и краевой полосы ГК «Автодор». В основном ее наносят на платных трассах. Например, М1 «Беларусь» в Московской области. В исполнении «Автодора» шумовая разметка выглядит как идущие подряд небольшие «лежачие полицейские». В Росавтодоре же предлагают другой метод, а именно «нарезку» кусочков асфальта. Представитель одного из дорожных подрядчиков пояснил изданию, что дорогостоящее оборудование для этой процедуры имеют немногие. А срок службы таких полос из-за уборки снега зимой невелик — всего один сезон.

    Неэффективная

    Завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев рассказал «360», что в основном шумовые разметки бывают двух видов. Например, это может быть просто толстый слой краски, наносимый на дорогу штрихами, как это делает «Автодор». Либо, как предлагает Росавтодор, отфрезерованные борозды в асфальтовом покрытии. Обновлять «крашеную» придется вместе с остальной разметкой. А фрезерованную — по мере износа асфальта.

    Неэффективная и сложная в эксплуатации. Почему эксперты раскритиковали новую шумовую разметку российских дорог | Изображение 1
    Шумовая разметка полимерной краской

    Шумовая разметка хорошо зарекомендовала себя с точки зрения повышения безопасности дорожного движения. В частности, на пешеходных переходах или в виде краевой полосы на российских и иностранных дорогах.

    Неэффективная и сложная в эксплуатации. Почему эксперты раскритиковали новую шумовую разметку российских дорог | Изображение 2
    Другой вид шумовой разметки

    Однако как разделитель транспортных потоков разметка будет малоэффективной. По крайней мере он не слышал, чтобы в какой-то другой стране мира устраивали подобные эксперименты. «Сейчас используют тросовые, металлические и бетонные ограждения. И то, транспортные средства довольно часто на них налетают. А если ограничиться одной шумовым разделителем, то эффективность будет низкая», — сказал профессор.

    Зимой не сработает

    Заместитель руководителя Федерации автовладельцев России Сергей Клевцов заявил «360», что как российский, так и европейский опыт показывает, что самым эффективным средством для снижения смертности на дорогах является установка механических ограждений: металлических роллерных или вантовых разделителей. К использованию разметки в качестве разделителя эксперт относится скептически.

    «По нашему российскому опыту установка таких разделителей снижает количество смертельных случаев до 80%. Конечно, если технически невозможно установить такие разделители, то шумовая разметка может несколько поспособствовать безопасности», — сказал он.

    Шумовая разметка успешно применяется в России для обозначения обочин. По отечественным ГОСТам ширина обочины — 1,5 метра. И если водитель засыпает и задевает разметку колесом, у него есть эти самые полтора метра, чтобы сориентироваться и выправить траекторию движения. При выезде на встречку, считает, эксперт, никакая тряска не поможет. Проснувшись, водитель уже туда выедет и может столкнуться со встречным транспортом.

    «Хотелось бы пожелать Росавтодору в первую очередь внедрять механические разделители. Ну, а если это невозможно, то хотя бы так. Самое главное, чтобы вообще разметка была», — добавил Клевцов.

    Кроме того, эксперт усомнился, что шумовая разметка будет работать в зимний период — во время снегопадов. Ее придется постоянно чистить, задействовать большое количество дорожной техники.

    «Лет 10 назад Петербург первым из российских городов начал использовать шумовые полосы, на Петроградке. Но года через три-четыре власти отказались от ее использования из-за сложности эксплуатации», — заключил эксперт.