11 декабря 2017, 20:42

Экран в Европу. В Саудовской Аравии впервые за 35 лет появятся кинотеатры

Читать 360tv в

-

Wikipedia Commons

Реклама

«Фундаментальный ислам не признает никакого искусства»

Резолюция, разрешающая открытие кинотеатров, была принята министерством культуры и начнет действовать с марта 2018 года. На протяжении нескольких десятилетий правящая династия считала кинотеатры угрозой религиозной и культурной идентичности. Теперь же кронпринц Мохаммед бин Салман, ответственный за модернизационные реформы, планирует, что к 2030 году в стране появится 2000 экранов. Для сравнения, в России их около четырех тысяч.

До сих пор в Саудовской Аравии запрещалось вообще любое кино, последние показы датировались началом 80-х годов, рассказал «360» исламовед Института востоковедения и международных отношений КФУ Азат Ахунов. Нынешнее решение связано с новой политикой Саудовской Аравии, которая в последнее время пытается стать более светской страной — разрешает женщинам садиться за руль и пускает их в парламент, создает «города будущего» и дает гражданство роботам. Эта политика обусловлена влиянием Арабской Весны (серии революций в Ближневосточных странах на рубеже нулевых-десятых), полагает исламовед.

Журналист, эксперт по Ближнему Востоку Исса Исса говорит, что фундаментальный салафитский ислам, исповедуемый большинством населения королевства, не признает никакого искусства, ни театры, ни кино, ни музыку. Исса выразил сомнение, что светский кинематограф будет пользоваться большой популярностью в стране. Такое кино в Саудовской Аравии смотрели только под особым надзором, говорит эксперт. В некоторых городах вообще запрещены любые увеселительные мероприятия вне исламского контекста.

«Это сравнимо скорее с ситуацией в СССР»

Скорее всего, в саудовских кинотеатрах будут показываться исключительно фильмы, которые соответствуют требованиям ислама — это, в первую очередь, арабские и индийские ленты, отмечает Азат Ахунов. В индийских фильмах нет эротических сцен, в них редко освещается тема каких-либо религий. Также во всем арабском мире сейчас очень популярны турецкие сериалы. Существует даже целая индустрия «кинематографического туризма»: арабы массово едут в Турцию, чтобы пройтись по знаковым местам, например, «Великолепного века».

Такая боязнь кино у властей Саудовской Аравии связана в первую очередь с обилием в фильмах эротических сцен, считает Ахунов. Практически в каждом западном или китайском фильме есть сцена, где герои обнимаются или целуются. Это нарушает установленные в стране запреты, общественную мораль и общепринятые правила. Все западные журналы, попадающие в страну, проходят специальную цензуру, в рамках которой черной тушью закрашиваются страницы, где изображаются, допустим, женщины в бикини или просто в открытой одежде. По мнению исламоведа, это сравнимо скорее с ситуацией в СССР и не связано напрямую с религией.

В 2012 году вышел один из очень редких саудовских фильмов «Ваджда» с главной героиней-девочкой, которая мечтает о велосипеде, но сталкивается с тем, что женщинам запрещены даже эти средства передвижения. В конце велосипед-таки достается девочке. Этот фильм стал фестивальным хитом, получив приз на Каннском фестивале. Там показаны женщины в кругу семьи, без платков, что опасно близко к грани харама. Снимала его также женщина Хаифа Аль-Мансур, долгое время жившая в Европе и получившая там образование. То есть, подвижки в направлении возрождения кинематографа предпринимаются в стране относительно давно. Как и попытки осторожной модернизации и поворота к Европе.

Для других исламских стран, включая крайне жесткий в религиозном плане Иран, никаких проблем с кино нет. Что касается арабских стран Персидского Залива, северной Африки, Ирака, там светское кино разрешено с определенными «но», о которых уже шла речь выше: цензурируются эротические сцены и тому подобное. Иранский кинематограф же не раз отмечался высшими наградами на самых престижных фестивалях, напоминает исламовед Ахунов. По его словам, Исламская революция 1979 года никак не повлияла на кинематограф, там к кино относятся «буржуазно», даже оказывают режиссерам поддержку на государственном уровне. Нужно учитывать, что в Иране распространен шиитский ислам, гораздо более свободно относящийся к изображению людей и даже пророка Мухаммеда (про которого не так давно выпустили многосерийный фильм).

Реклама

Реклама