27 мая 2019, 15:32

Экономия на бутылках. Как россияне смогут зарабатывать на пустой таре

Читать 360tv в

В России планируют вернуть практику сдачи пустых стеклянных и пластиковых бутылок. Глава правительства Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам доработать инициативу до статуса законопроекта. Ожидается, что за одну бутылку потребителям заплатят пять-семь рублей. Такие меры позволят увеличить количество сырья, поступающего на вторичную переработку, уверены опрошенные «360» аналитики.

Стеклотару и пластиковые бутылки в будущем можно будет сдавать в ближайшем супермаркете. Соответствующую инициативу предложил проработать премьер-министр Дмитрий Медведев Минприроды, Минэкономразвития и Минпромторгу, сообщают «Известия» со ссылкой на план правительства. Сотрудники ведомств должны представить свои предложения до 15 июня текущего года.

Реклама

По данным издания, вернуть эту практику предложили представители партии «Справедливой России». Так, заместитель главы фракции в Государственной думе Олег Нилов утверждает, что сдача бутылок обратно в магазин позволит решить проблемы экологии. По его словам, в некоторых регионах уже начали покупать места складирования отходов в других субъектах. По подсчетам «Справедливой России», цена за бутылку при сдаче в магазин может составить пять-семь рублей.

Борьба с мусором

В Госдуме предложение коллег горячо поддержали. Такая мера в ближайшее время должна быть принята в обязательном порядке, подчеркнул в разговоре с «360» заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Кирилл Черкасов. По его словам, сейчас многие жители крупных городов сортируют мусор, но потом никуда не могут его сдать и получить обратно средства.

«Инициатива очень хорошая — россиянам нужны площадки, где можно будет без проблем сдать тару, которая потом пойдет на переработку и получит вторую жизнь. При этом на первом этапе должна быть активная пропаганда новой сдачи тары, чтобы люди понимали, зачем они это делают. Если провести реформу с умом, то результаты будут впечатляющие», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что подобные акции действуют уже много лет за рубежом.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире до 80% бытового пластика, стекла, алюминиевой упаковки и бумаги уходят на вторичную переработку. К примеру, в Финляндии тару принимают в местах продажи напитков — через специальные автоматы. Также в стране действует залоговая схема: в цену купленного напитка в стекле или пластике уже включена стоимость тары, но эти деньги затем можно вернуть назад или получить скидку на кассе, предоставив чек на сдачу предыдущей упаковки.

Похожая схема работает и в США: там за бутылку, сданную в пункте приема около магазина, можно получить около 10 центов (6 рублей). А в Турции за использованную упаковку дают примерно 1,5 рубля.

Бутылка раздора

Система возврата тары обратно в магазин выгодна не только потребителям, но и производителям, поэтому вернуть старую традицию необходимо, отмечают опрошенные «360» аналитики. В конце 1980-х в СССР оборотная тара в общих объемах потребления составляла 85%, но сейчас этот показатель не достигает и 40%. Тогда бутылки возвращали прямо в магазин, откуда они поступали сразу на завод. За 32 копейки можно было купить пол-литра кефира, а бутылка стоила 15 копеек — налицо хорошая экономия. Еще в 90-е годы россияне активно сдавали стекло, а пункты приема работали почти в каждом районе.

От схемы выигрывали обе стороны: потребители получали мелочь, которую можно сразу потратить в соседнем магазине, а производители — дополнительную тару, считает генеральный директор ООО «Стеклотех» Елена Острягина.

«В целом возврат тары укладывается в логистическую схему многих супермаркетов. То есть им и так уже привозят с заводов напитки, поэтому обратно они могут без лишних затрат привезти пустые бутылки. А сами супермаркеты могут таким образом привлечь дополнительную лояльную аудиторию», — перечисляет плюсы собеседница «360».

Представители Ассоциации производителей стеклянной тары придерживаются похожего мнения. В разговоре с «360» они отметили, что сбор потребительской тары в торговых сетях означает, что она будет отсортирована хотя бы в магазинах.

«Это даст стимул для дальнейшего развития системы раздельного сбора отходов и последующей переработки. Плюс люди будут возвращаться снова в этот магазин, а сами сети смогут реализовать собранную тару для ее дальнейшей переработки», — добавляют в ассоциации.

Однако торговые сети пока относятся к сдаче бутылок настороженно. По словам их представителей, для воплощения инициативы необходимы дополнительные затраты. Например, нужно построить отдельные площадки для сбора отходов, соответствующие санитарным нормам и правилам, а также закупить специальное дорогостоящее оборудование, которое не производится в России, рассказали «360» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

При этом сети не отказываются от новой задачи и «совместно с ответственными производителями уже занимаются решением», признает председатель президиума ассоциации Сергей Беляков.

Между тем власти стараются привлечь бизнес к переработке изо всех сил. Так, в Татарстане существуют льготные кредиты для предприятий, которые перерабатывают или сдают на заводы стеклянную тару и пластиковые бутылки. Для них действует льготная ставка по ссудам в размере 10–10,5% годовых.

Реклама

Реклама