facebook_pixel
  • 29 марта 2019, 17:55

    Экономически нецелесообразная, зато глобальная. Что не так с проектом железнодорожной ВСМ Москва — Нижний Новгород

    Владимир Путин пока не озвучил окончательное решение о проекте строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Нижний Новгород. Потенциальной заменой может стать платная автотрасса до Казани. Опрошенные «360» эксперты пояснили, что проект требует дополнительной проработки. Но и с альтернативным вариантом может возникнуть много проблем.

    Экономически нецелесообразная, зато глобальная. Что не так с проектом железнодорожной ВСМ Москва — Нижний Новгород

    По словам знакомого с ситуацией источника «Коммерсанта», сомнение в целесообразности проекта Путин озвучил во время недавней встречи с профильным вице-премьером Максимом Акимовым. Причиной стала неуверенность в стабильности пассажиропотока на этом направлении. Собеседники издания заявили, что Путин уже поручил проработать проект ВСМ Москва — Петербург, где пассажиропоток гарантированно будет выше. Эту информацию «Ведомостям» подтвердил участник правительственных совещаний. По его словам, президент поручил своему помощнику по экономическим вопросам Андрею Белоусову провести дополнительную оценку проекта.

    Концепцию строительства дороги разработали довольно еще в 2013 году, но пока работы так и не начались. Первоначально планировалось проложить ВСМ до Казани. Позднее дорога вошла бы масштабную скоростную магистраль «Евразия» — от Берлина до Пекина. Однако строительство влетело бы в слишком большую копеечку: проект оценили в 1,3 триллиона рублей. В связи с этим решено было строить скоростную железную дорогу до Нижнего Новгорода. По предварительным расчетам, ВСМ Железнодорожный — Гороховец обошлась бы почти вдвое дешевле: 621,5 миллиарда рублей. Участок даже успели вложить в комплексный план развития магистральной инфраструктуры.

    В марте Дмитрий Медведев направил президенту доклад о необходимости начать строительство. Но в самом правительстве единой позиции по этому вопросу не было. Против выступили Минфин с Антоном Силуановым, считающие проект неэффективным и малоприбыльным. Министр транспорта Евгений Дитрих, Белозеров и Акимов, напротив, прокладку ВСМ поддержали.

    Альтернативой скоростной железной дороги в Нижний Новгород, может стать платная автотрасса до Казани стоимостью 530 миллиардов рублей, а также реконструкция бесплатных автодорог в том направлении. Эту идею поддерживает первый вице-премьер Антон Силуанов.

    11 апреля президент, гендиректор РЖД Олег Белозеров и главы профильных ведомств обсудят этот вопрос на совещании. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил РБК, что окончательного решения в Кремле нет.

    «Та информация, что появилась (об отсутствии поддержки проекта со стороны президента — прим. ред.), она не соответствует действительности. Пока разные варианты находятся на стадии проработки, окончательных решений не принималось. Говорить, что тот или иной вариант полностью отвергнут в пользу иного, неверно», — заявил он.

    Невыгодный и невостребованный

    Опрошенные «360» эксперты также сошлись во мнении, что финансовое обоснование постройки ВСМ неясное и лучше дополнительно проверить расчеты, прежде чем вкладывать гигантские средства в проект.

    По мнению профессора кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения Анатолия Васильева, проект и в самом деле чрезмерно дорогостоящий, а само направление не особо востребованное.

    «Проект требует дополнительной проработки. Идти в этом направлении нужно, но не с такими затратами», — сказал он.

    А вот построить платную автодорогу до Казани гораздо проще. Ведь платные участки можно строить и вводить в эксплуатацию по очереди, как это было с трассой до Санкт-Петербурга. С железной дорогой такой вариант невозможен: нельзя построить один скоростной участок, а после него проложить кусочек обычной дороги.

    Семь раз отмерить

    По словам члена комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Васильева, вопрос создания ВСМ обсуждали около двух недель назад на совещании в РЖД. Проект включен в стратегию развития в России железных дорог, поэтому участники мероприятия верят, что его реализуют.

    «Но там непонятна финансовая составляющая: сколько будет стоить проезд по этой магистрали и как быстро она окупится. Но, на мой взгляд, сейчас это можно измерить достаточно точно: какое количество пассажиров и грузов поедет по магистрали. Те, кто занимается этим, могут составить транспортные модели и посчитать, сколько денег получится выручить с ВСМ», — сказал парламентарий.

    Однако иногда, по его словам, правительство рассматривает проекты не как вариант для выгодных инвестиций, а просто как объект вложения средств. И тогда целью тех, кому их поручают, становится не окупаемость, а просто реализация поставленной задачи.

    «На мой взгляд, здесь нужно смотреть шире и считать, как вложенные средства будут окупаться и возвращаться. Проект должен быть рабочим и самоокупаемым», — добавил Васильев.

    Хрен редьки не слаще

    Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что в ближайшее время власти примут решение о строительстве магистрали. Причина: экономический смысл проекта неочевиден и не очень понятен. Нет смысла строить дорогу за почти 700 миллиардов рублей в не самом популярном у пассажиров направлении, где вряд ли кто-то захочет платить пять-шесть тысяч за билет. Тогда как сейчас билеты стоят в пределах одной-полутора тысяч.

    «Туда сейчас ходят „Ласточки“ и обычные поезда. И нет той аудитории, которая готова платить в разы больше, только чтобы доехать на несколько часов быстрее. Такие пассажиры есть на направлении Москва — Санкт-Петербург, и там, в принципе, высокоскоростное движение работает», — сказал аналитик.

    По словам Бурмистрова, вполне понятно почему руководство страны пока не поддержало постройку магистрали в Нижний Новгород. Прокладка ВСМ экономически нецелесообразна, но за нее «держались как за часть глобального проекта». Бурмистров также уверен, что платную автодорогу до Казани нельзя называть альтернативой ВСМ. Трасса, заявил он, ориентирована не на пассажирский, а на грузовой транспорт. Но и с ней все не так просто.

    «Со строительством автомобильной дороги Москва — Казань ситуация тоже непростая. Ее еще два года только проектировать. По сути, текущую ситуацию можно рассматривать как поручение запустить процесс проектирования и посмотреть, что там будет получаться», — добавил аналитик.

    Пока не будет проекта и ясных экономических оценок альтернатива в виде платной автодороги существует лишь в зачаточном состоянии вроде обсуждений. Еще одна проблема связана с возможной платой за проезд. Многие водители, например, считают две тысячи рублей слишком большой ценой за поездку из Москвы в Санкт-Петербург. А в этих городах выше как транспортные потоки, так и доходы населения.

    «В течение двух лет будет ясно, какой потенциал у этого проекта. В значительной степени он будет зависеть от платы. Если она будет высокой, люди не поедут и смысла от проекта не будет», — заключил аналитик.