Экологический барьер. Каким автомобилям запретят ездить по Москве | 360°

29 января 2019, 15:03

Экологический барьер. Каким автомобилям запретят ездить по Москве

Читать 360 в

Легковым автомобилям низких экологических классов могут ограничить движение по столице. Мэрия Москвы поддержала предложение правозащитников по организации запретных зон для машин с двигателями ниже «Евро-3». Мнения опрошенных «360» специалистов на сей счет разделились. Экологи ратуют за введение новых правил, напоминая о том, что 90% загрязнений воздуха в городе происходит по вине выхлопных газов. Автоэксперты считают меру губительной для водителей с малым достатком.

Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) выступил с инициативой ограничить движение легковых машин «низких экологических классов» по Москве, говорится в сообщении на сайте организации. Согласно документу, запретительные меры предлагается ввести для автомобилей с двигателями классов «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2» и «Евро-3».

В частности, правозащитники намерены организовать в столице ряд запретных зон, в которые неэкологичным машинам въезд будет запрещен. Пока полного списка этих территорий нет, но организация обещает проработать «дорожную карту» проекта к началу марта текущего года. Скорее всего, ограничения будут схожи с действующими мерами в отношении грузового транспорта, считают опрошенные «360» автоэксперты. Сейчас дальнобойщикам выдают права на въезд, в зависимости от экологического класса фуры: чем чище стоит двигатель, тем ближе к центру столицы разрешается въехать. Если водитель выйдет за пределы зоны, то ему может быть выписан штраф в размере пяти тысяч рублей.

Предложение уже поддержали в мэрии Москвы. В письме мэра Сергея Собянина отмечается, что город готов к появлению подобных зон для улучшения экологической обстановки. Проработку вопроса мэр столицы возложил на своего заместителя, руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова.

Москва без «москвичей»

По данным агентства «Автостат» на начало 2018 года, треть российского автопарка оборудована двигателями классом менее «Евро-2», в то время как еще около 30% россиян ездят на автомобилях с моторами класса «Евро-3». Работники СПЧ придерживаются более оптимистичной оценки. Как говорится в их сообщении, доля неэкологичных машин в Москве еще три года назад составляла около 40%.

На практике таких машин может быть еще больше, отмечает в беседе с «360» автоэксперт Вячеслав Субботин. По его словам, введение запрета приведет к ограничению прав россиян на свободу передвижения. «Автомобилей с такими моторами сейчас на российском рынке абсолютное большинство: около 80% от всего транспортного парка. В Москве ситуация несколько лучше, но тоже примерно половина водителей ездят на бюджетных автомобилях с низком классом экологичности. В результате оставшиеся без личного транспорта москвичи будут вынуждены пересаживаться на такси или пользоваться каршерингом, поскольку не всегда можно добраться до пункта назначения автобусом или на метро», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что новые меры ограничат в передвижении и гостей столицы, которые приехали посмотреть город на личном автомобиле.

В этом вопросе нужно обратить внимание на европейский опыт, где наряду с запретами на въезд правительство поддерживает развитие электромобилей. Так, в Евросоюзе ежегодно продается около 500-800 «зеленых» автомобилей, у нас этот процент в разы ниже

Ограничения ударят в первую очередь по пожилым автолюбителям и москвичам с малыми доходом. Эта социальная группа будет не в состоянии купить машину, отвечающую стандартам, считает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Средний возраст автомобиля в России приближается к 14 годам. На многих этих машинах в документах даже не значится класс двигателя, поэтому не все автолюбители смогут определить самостоятельно, в какие зоны им можно будет въезжать, а в какие нет. При этом пострадают в большей степени пенсионеры и бедные слои населения: им придется просто продать машину и ходить пешком. Очевидно, что никто им не даст кредит на покупку новой машины», — говорит собеседник «360».

Чтобы сгладить ситуацию, необходимо предоставлять этим социальным группам льготы, отмечает Шкуматов. В частности, можно предложить сдавать водителям авто по программе утилизации или через trade-in. «Предыдущая волна утилизации показала, что россияне с радостью избавлялись от хлама, получая стартовый капитал на покупку новой [машины]», — отмечает автоэксперт.

Между тем идея введения экологических зон для транспорта не является новаторской и обсуждается в Москве более десяти лет. В середине 2000-х годов правительством Юрия Лужкова был подготовлен соответствующий закон, но он так и остался на бумаге. Кроме того, летом прошлого года в обновленной редакции правил дорожного движения (ПДД) Госавтоинспекция добавила знаки, ограничивающие движение автомобилей с низким экологическим классом. Впрочем, они так и не появились на дорогах столицы, поскольку технические требования к ним еще не закреплены в ГОСТ, объясняют автоэксперты.

«Зеленый» поворот

При этом инициативу СПЧ широко приветствуют в общественной организации «Зеленый Патруль». Директор природоохранных программ образования Роман Пукалов отмечает, загрязнение атмосферного воздуха в Москве более чем на 90% состоит именно из выхлопных газов. «Если проблема муниципального транспорта решается властями, то транспорт юрлиц и старый хлам по-прежнему дают наибольший процент загрязнений. По этой причине мы поддерживаем инициативу, поскольку уверены, что она позволит переломить пагубную тенденцию», — говорит собеседник «360».

Впрочем, только введением запретов ситуацию не улучшить, продолжает эколог. По мнению Пукалова, проблема должна решаться комплексно. «Нужно строить новые развязки, линии метрополитена, который считается боле экологичным видом транспорта. Также необходимо продолжать осуществлять новые проекты по озеленению города», — заключает собеседник «360».

Впервые экологические классы двигателей были введены Евросоюзом в конце 90-х годов. Самый ранний — «Евро-0» — был принят в 1988-м, а последний — «Евро-6» — в 2015-м. Они регламентируют предельные концентрации вредных веществ в выхлопных газах как дизельных, так и бензиновых двигателей. Согласно свежему исследованию «Гринпис России», переход на более экологичные автомобили приведет к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе примерно на треть.

Реклама

Реклама