• 26 июня 2019, 16:21

    ЕГЭ отправят в интернет. Что изменится при цифровизации выпускных экзаменов

    Цифровизация выпускных экзаменов в школах приведет к тому, что сама процедура аттестации изменится. В частности, для проверки знаний по гуманитарным предметам ученикам позволят пользоваться интернетом для поиска, анализа и построения собственных выводов из полученной информации. Проходящим испытания по естественным наукам выпускникам предложат задания в виде цифровой модели экспериментов. Но есть ли риски?
    ЕГЭ отправят в интернет. Что изменится при цифровизации выпускных экзаменов

    Экзамен через Сеть

    О новой модели проведения единого и основного государственных экзаменов рассказала газете «Известия» директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова. Именно ее ведомство занимается разработкой заданий для главных школьных испытаний.

    Она пояснила, что новые технологии, которые предлагается со временем внедрить, позволят школьникам не зазубривать информацию и отрабатывать методы ответов, а развивать критическое мышление. При этом Оксана Решетникова особо отметила, что полностью переводить экзамены на цифровую платформу нельзя. Ученики должны уметь общаться с живыми преподавателями.

    Нововведения предполагают, что гуманитарии смогут самостоятельно искать информацию в Сети, используя для этого опубликованные справочники. Просто так «серфить» по интернету школьники не смогут в любом случае. В школах действует система фильтров трафика, поэтому доступ к социальным сетям и сайтам с готовыми ответами существенно ограничат.

    На экзаменах по естественно-математическим наукам выпускники смогут получать вместо заданий видеофрагменты с различными экспериментами, в которых они будут отмечать физические, химические или биологические процессы. Рассматривается возможность внедрения заданий для проведения интерактивных опытов. То есть, к примеру, ученику предложат выстроить электрическую сеть из предложенных на экране знаков. При этом к компьютеру будет подключен датчик вольтметра, который покажет, справился ли школьник с заданием.

    Новый подход к заданиям

    Сегодня на основных экзаменах школьники не могут пользоваться мобильными телефонами или другими гаджетами для выхода в интернет. Аппараты они сдают перед металлодетектором. Кроме того, в зданиях, где проходит проверка знаний, стоят «глушилки», которые полностью подавляют мобильную связь.

    «Все это является гарантией независимости и объективности результатов», — объяснила «360» директор научно-методического центра «Аксиома» кандидат педагогических наук Юлия Егорова.

    Говоря о переводе экзаменов на цифровую платформу, она рассказала, что такие разработки идут с 2010 года. Но первым предметом, экзамен по которому стали проводить на компьютере, стала информатика. А интернет использовался в качестве системы, через которую школьники демонстрировали свои умения и навыки работы.

    По словам Юлии Егоровой, перевод всех экзаменов на компьютерную платформу займет около пяти лет. И для этого нужно разрабатывать новые модели заданий для проверки знаний. Эксперт отметила, что они должны быть индивидуальными для каждого ученика.

    «Задания, которые поступают детям, должны генерироваться непосредственно перед началом экзамена. Чтобы каждый выпускник, приходя на экзамен, получал индивидуальный, специально для него сгенерированный вариант контрольно-измерительного материала. Нам от этого никуда не уйти. Мы все равно к этому приходим», — отметила Юлия Егорова.

    Она рассказала, что вопрос о доступе к интернету во время проведения экзаменов обсуждался. И рассматривались разные варианты, как это должно работать. В частности, предлагалось собрать все необходимые проверочные материалы и отправить их в облачные хранилища. При этом доступ ученики получат только туда. Эксперт отметила, что не считает это предложение продуктивным.

    «Я за то, чтобы был общий подход — как в школе, так и на ЕГЭ был набор запрещенных сетевых ресурсов. Наши выпускники должны работать в реальном мире интернета, но с некими ограничениями, которые накладывает система образования», — сказала Юлия Егорова.

    Она отметила, что единственное, что может поменяться при цифровизации заданий, это подход к творческой части. Отказываться полностью от этой составляющей экзамена никто не будет, но в каком виде это получат дети, решат эксперты. Юлия Егорова особо подчеркнула, что в выполнении творческих заданий школьники показывают не только свои знания, но и умение их использовать.

    Сочетание виртуального и реального

    Без компьютерных технологий при проведении государственных экзаменов в будущем точно не обойтись. Таким мнением с «360» поделился заместитель руководителя комиссии ФИПИ по разработке контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин.

    Он пояснил, что в его предмете просто необходимо сочетать виртуальные элементы с реальным химическим экспериментом, без которого школьники не смогут узнать, как в реальности выглядят химические вещества и соединения.

    «Если перейдем только на виртуальный эксперимент, то есть опасность, что он может вытеснить из школы реальные химические опыты», — пояснил он и отметил, что пока остается вопрос, как добиться сбалансированного сочетания реальности и виртуальности.

    Отвечая на вопрос об использовании школьниками интернета во время выполнения заданий, Дмитрий Добротин напомнил, что и раньше были учителя, которые разрешали обращаться к справочным материалам во время выполнения контрольных работ. Но легализацию поиска ответов через Сеть он считает чрезмерной.

    «Проверка должна предполагать самостоятельность мышления, а не только поиск информации. Должны быть какие-то ограничения. Справочные материалы — да, может быть, какой-то анализ роликов — тоже да. Многое можно найти, но это будет механическое воспроизведение того, что предложил интернет, а не то, что человек мог сделать сам», — отметил эксперт.

    По его словам, если ответы на все вопросы дети будут брать из интернета, то появится поколение пользователей, но не специалистов.

    «Президент говорит, что нужно поднимать уровень науки. Но для этого требуется умение самостоятельно разрабатывать, придумывать и генерировать идеи. А пользовательский уровень — он немного другой. Для этого не надо получать высшее образование, для этого надо уметь ориентироваться в интернет-пространстве», — сказал Дмитрий Добротин.

    Он подчеркнул, что творческие задания, которые позволят научить школьников разрабатывать собственные алгоритмы решения, обязательно останутся. Компьютерные технологии предоставят то, что не могут дать бумажные носители. На экране ученики начнут проводить опыты, для которых школьная лаборатория просто не предназначена, и при этом они смогут напрямую видеть результат своего эксперимента.