• Два старых ледокола против атомных подлодок. Как США проиграли России Арктику

    США серьезно отстают от России в освоении Арктики. У РФ в регионе курсируют порядка 40 ледоколов, в то время как у Америки остались на плаву всего два арктических судна с давно истекшим сроком эксплуатации. В случае открытого конфликта у США нет шансов выйти из столкновения победителем, считают военные эксперты. Чем привлекателен этот регион для держав, разбирался «360».
    Два старых ледокола против атомных подлодок. Как США проиграли России Арктику
    Следующая новость

    Флот ледоколов США переживает не лучшие времена, утверждают американские СМИ. По данным телеканала NBC News, в настоящее время в рабочем состоянии находятся лишь два полярных ледокола, в задачи которых входят сбор научных данных, спасение застрявших во льдах кораблей, а также устранение последствий разливов нефтепродуктов в отдаленных участках арктического региона. Кроме того, корабли обязаны выполнять ряд стратегических поручений, например, защищать интересы США в Заполярье, курировать проведение операций в регионе и противостоять угрозам со стороны потенциальных противников. Однако на выполнение подобных задач, по оценкам автора заметки Сабрины Шанкман, американскому флоту необходимо иметь на своем балансе как минимум шесть ледоколов.

    Впрочем, с подобными обязанностями парк ледоколов США не справляется ввиду своего почтенного возраста, отмечают опрошенные «360» военные эксперты. К примеру, один из двух ледоколов — «Полярная звезда», — хоть и может еще разбивать толстый лед, но исчерпал срок эксплуатации еще 12 лет назад. Кроме того, 40-летняя «Полярная звезда» постоянно ломается и не может выходить на дежурство. Так, два года назад прямо посреди четырехмесячной миссии из строя вышел один из двигателей, а команда на протяжении нескольких дней ждала помощи.

    Когда первый ледокол вышел из строя, США патрулировали арктический регион на менее мощном «Хили». Он более свежий по сравнению с «Поляной звездой», но предназначен исключительно для научных экспедиций и не может выполнять спасательные операции или расчищать проходы ото льда.

    Между тем американцы не собираются пока тратить средства на пополнение и модернизацию своего арктического флота. Так, согласно данным Министерства обороны США, государство планирует поставить ледокол в Антарктику через пять лет, а в Арктику — лишь через десятилетие. Такие скромные темпы поставок объясняются тем, что выделенные на строительство нового полярного корабля 750 миллионов долларов администрация Дональда Трампа направила на возведение стены на границе с Мексикой.

    При этом в ближайшие годы США все-таки начнут наращивать группировку сил в Арктике, считает военный историк, эксперт Борис Юлин. «США и их ближайший сосед Канада будут увеличивать свое присутствие в регионе по ряду экономических причин. Дело в том, что в Арктике проходит Северный морской путь, который в условиях глобального потепления становится все более привлекательным каналом для транспортировки грузов. Также обнаружены обширные запасы природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана, на которые претендуют американцы», — заметил собеседник «360».

    Арктические завоевания

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/12/21312_%D0%BB%D0%B5%D0%B4.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Между тем российская сторона имеет солидную группировку военно-морских сил в арктическом регионе. Так, Россия стала активно наращивать производство арктических ледоколов в начале 2000-х годов в рамках стратегии Путина, который видит в Арктике будущее для страны. Дело в том, что в регионе проходит один из главных морских каналов между Азией и Европой — Северный морской путь, который имеет ключевое значения для развития мировой транснациональной торговли.

    Так, издание The Washington Post писало, что Северный морской путь вдоль берегов России может стать «новым Суэцким каналом». Все дело в глобальном потеплении: транзит по Севморпути теперь возможен в период с июля по октябрь из-за быстрого таяния арктического льда, усилившегося на Северном и Южном полюсах. К примеру, по южному маршруту через Суэцкий канал путь судна от Южной Кореи до Германии занимает 34 дня, а по арктической трассе — 23 дня. Так сократятся и расходы на топливо для судов, совершающих перевозки между портами в Европе и Азии, указывало издание. Еще одним плюсом Севморпути является отсутствие пиратов, которые часто нападают на моряков в районе Сомали в горловине Красного моря. Вдобавок этот маршрут пока не особо популярен среди поставщиков, поэтому в отличие от Суэцкого канала там практически никогда не бывает очередей.

    В настоящее время в Северном флоте РФ насчитывается восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, в том числе передовые системы 955 К-535 «Юрий Долгорукий», четыре атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 13 многоцелевых атомных подводных лодок и шесть дизельных подводных лодок. Кроме того, в регионе курсирует порядка 40 ледоколов, которые выполняют спасательные и научные экспедиции. Некоторые из них способны ломать паковые льды, толщина которых превышает три метра.

    За последние годы российская армия, безусловно, заняла лидирующее положение в Арктике, говорит военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец. По словам эксперта, в случае противостояния США не смогут дать паритетный ответ РФ. «За эти годы был оборудован самый северный в мире военный гарнизон „Трилистник“, также были восстановлены погранпосты. Кроме того, мы сейчас занимаемся разработками уникальной техники, предназначенной для работы в полярных условиях, аналогов которой не существует ни у одной страны. По сути, мы выиграли сражение за Арктику и занимаем в регионе абсолютно лидирующее положение», — отмечает эксперт.

    Следующая новость