20 мая 2019, 20:18

Дорожный конфискат. Чем плоха идея забирать автомобили у пьяных?

Читать 360tv в

Полиция предложила отбирать машины у водителей, которых поймали нетрезвыми за рулем. Российские автомобилисты уже получают четыре наказания за пьяную езду, но эти меры, похоже, не работают. Никакой конкретики насчет новой инициативы нет, но «360» решил узнать, к чему готовиться и стоит ли уже сейчас уходить в завязку от греха подальше.

МВД направило в правительство предложение, суть которого в конфискации транспортного средства у водителя, которого поймали пьяным за рулем, сообщило РИА «Новости». Ознакомиться с деталями инициативы пока нельзя, потому что ее нет в открытом доступе.

В МВД также подготовили предложения по усилению мер ответственности для водителей. О каких именно ситуациях идет речь, в ведомстве не уточнили, но отметили, что они усилят безопасность на дорогах, пишет агентство Ura.ru.

С такой же инициативой ранее выступал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он говорил: «Я бы добавил еще конфискацию автомобиля его же (пьяного автомобилиста — прим. ред.). Если с жертвами и если без жертв — тоже давайте конфисковывать автомобиль». А в конце апреля 2019 года глава МВД Владимир Колокольцев рассказал о грядущих предложениях, направленных на снижение числа ДТП.

О безопасности дорожного движения ранее говорили и в Госдуме. В первом чтении уже принят закон, предусматривающий ужесточение наказания за пьяное ДТП со смертельным исходом. При одной жертве виновник сядет на срок от пяти до 12 лет, а при двух и более — от восьми до 15. Тем, кто сбежал с места ДТП, будет грозить от четырех до девяти лет тюрьмы, напомнил сайт kp.ru.

Правовой беспредел

Автоэксперт Юрий Антипов в беседе с «360» рассказал, что сейчас в России на дорогах «творится беспредел», не последнюю роль в котором играют «необоснованные драконовские штрафы». Собеседник уверен, что если новые меры введут, то это не улучшит обстановку в стране, а внесет лишь «дополнительную напряженность в отношения власти и граждан».

«Это очередное накопление пара в том баке высокого давления, который сейчас представляет наша страна. Пока терпится, и, может быть, этот момент стерпится. Задача власти — не повышать напряженность в обществе, а сделать так, чтобы страна не плакала, а улыбалась», — прокомментировал Антипов инициативу МВД, вспомнив слова президента Украины Владимира Зеленского на инаугурации.

Антипов уверен, что пьянство нужно карать, причем очень серьезно, но выступил категорически против идей МВД, потому что «это завуалированная форма беспредела».

«Что касается МВД — это полный беспредел, потому что никто не может покушаться на собственность человека. Более того, человек может даже не быть собственником машины», — сказал Антипов. Специалист придумал гипотетическую ситуацию, когда в семье есть пьющий мужчина, но он единственный, кто имеет водительские права. Все родственники собрали деньги, чтобы приобрести автомобиль, чтобы этот мужчина возил их, например, на дачу. «То есть машина становится не его, а тех людей, которые помогли ему купить авто. Какое имеет право МВД изымать эту собственность, не спрашивая реальных собственников машины?» — удивился специалист.

Если мы сейчас допустим это изъятие, то потом с таким же успехом у вас изымут квартиру. Это можно продолжать в любом направлении нашей жизни

Автоэксперт указал на то, что возникнут проблемы и с дальнейшей судьбой изъятого автомобиля. «На штрафстоянку ставить? Бесплатно ее хранить никто не будет. Кто ответственность за нее будет нести? Какие будут при этом пени за хранение на охраняемой стоянке? В общем, целый хвост тянется от одного неправильного решения», — заключил Антипов.

Инструмент давления

У автоэксперта Сергея Асланяна тоже сложилось негативное мнение о предложении МВД. Он привел статистику, показывающую, что нынешний метод борьбы с пьянством на дорогах неэффективен, а новые меры призваны не изменить тенденцию, а собрать денег.

Асланян напомнил, что сейчас пойманный пьяный автомобилист получает четыре наказания: машину отправляют на штрафстоянку, выписывают штраф 30 тысяч рублей, лишают водительских прав на полтора-два года и заставляют сдавать экзамен в ГАИ еще раз.

С пьянством борются уже лет 10, отметил специалист, и с каждым годом о мерах ужесточения беспокоятся все больше.

Есть результат, закрепленный в стратегии безопасности дорожного движения нашей страны. Там сказано, что за последние 10 лет количество ДТП по вине пьяных водителей возросло на 80%. То есть с точностью да наоборот (сработали меры, призванные уменьшить количество пьяных ДТП)

Это говорит о том, что метод запрещения совершенно неэффективен. «Но никто не собирается останавливаться, потому что все ужесточения не имеют отношения к безопасности. Они имеют отношение к одному: деньги», — добавил Асланян. 

Конфискация транспортного средства стала обсуждаться так активно в том числе из-за прецедента с изъятием Gelandewagen Руслана Шамсуарова — сына вице-президента «Лукойла» Азата Шамсуарова. Молодой человек в мае 2016 года вместе с друзьями устроил гонки с сотрудниками полиции, нарушая правила дорожного движения.

Методы, предложенные МВД, будут использоваться в качестве «инструмента давления и шантажа», считает он. «Мы имеем новую угрозу под названием: „Мне нравится твоя машина, а сделать тебя пьяным — дело техники“. И технических приемов, чтобы освидетельствование показало состояние алкогольного опьянения, очень много. <…> Автомобили пойдут с молотка на ура. И это будут отнюдь не рваные „Жигули“», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама