03 сентября 2018, 17:47

Дорожные знаки и светофоры «поумнеют». Как электроника будет управлять российскими дорогами

Читать 360tv в

В России хотят установить на всех скоростных трассах динамические знаки. Они будут регулировать темп движения в зависимости от погодных условий. Такая система поможет снизить смертность на дорогах. «360» узнал, в чем главное преимущество нового знака.

Дорогое удовольствие

Дорожную систему знаков планируют модернизировать. Российский дорожный научно-исследовательский институт разрабатывает ГОСТ «Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги. Организация и безопасность дорожного движения. Общие требования». Он предусматривают размещение знаков с переменной информацией на автомагистралях и скоростных дорогах с разрешенной скоростью до 110 километров в час и до 90 километров в час.

Реклама

По словам специалистов, оптимальный скоростной режим будет определять электроника в зависимости от осадков, условий видимости на дороге и других факторов.

В конце 2017 года приняли федеральный закон «Об организации дорожного движения», который вступит в силу в конце 2018-го. По нему в России в полном объеме заработает интеллектуальная транспортная система: это, например, «умные» светофоры, управление потоками машин, в том числе их разделение на однородные группы в зависимости от скорости.

Сейчас Интеллектуальная транспортная система (ИТС) действует в некоторых крупных городах, в том числе в Москве. Электронные табло информируют водителей о погодных условиях и авариях. Уже установлены «умные» светофоры, которые автоматически меняют длительность фаз зеленого и красного сигналов в зависимости от плотности движения. В дорожное полотно встроены специальные датчики, позволяющие устройствам считывать информацию.

Динамические знаки также являются частью ИТС. Это электронное табло с меняющимися данными, которое может заменить знаки ограничения скорости. Стоимость инновационных знаков выше, чем существующих. Обычные стоят около 1,5 тысячи рублей за штуку, а электронные обойдутся в 5–10 раз дороже.

Правительство России по поручению президента планирует снизить уровень смертности на дорогах к 2030 году практически до нуля. Кабмин утвердил Стратегию безопасности дорожного движения в России до 2024 года.

«В городе они не нужны»

Автоэксперт Игорь Моржаретто отметил, что пока только разрабатывается ГОСТ для этого типа дорожных знаков. «Они у нас есть на скоростных трассах, на той же трассе М4 Дон, на новой трассе М11 и так далее. Есть в Москве, на МКАД и ЦКАД. Как правило, они работают на табло переменной информации. Делаются они по мировым практикам, обычно на скоростных дорогах. То есть у нас такое уже тоже есть, просто не внесено в ГОСТ», — рассказал «360» Моржаретто.

Эксперт добавил, что Россия не первооткрыватель. Динамические знаки активно используют в европейских странах. Там обычно висит два знака на скоростных магистралях: 120 километров в час — обычная скорость, 110 километров в час — в дождь. Систему давно опробовали в мире, начинаются работы по ее внедрению и в России.

«ГОСТ будет разрабатываться, приниматься, а вот появятся ли такие знаки в массовом количестве, не знаю. На скоростных трассах их будет однозначно больше и больше. На городских трассах установка таких знаков будет невелика, потому что скорости у нас в городах ограничиваются», — отметил автоэксперт.

«На скоростных дорогах они входят в систему ИТС, которая связана с метеостанциями. В городских условиях их не будут ставить, они намного дороже, и в городе они не нужны», — добавил Игорь Моржаретто.

Автоэксперт Роман Гуляев считает, что любая информация, которая помогает водителю правильно выбирать скорость движения, может снизить количество аварий и смертность на дорогах. Он сказал «360», что подобные знаки уже прошли обкатку на платных дорогах.

«Главное преимущество таких знаков, что они могут меняться под любую погоду. Они показывают основную разрешенную скорость и новую рекомендуемую. Стоимость знаков, может, и выше, но они будут спасать жизни, а это значит, что их установка целесообразна», — сказал специалист.

Автоэксперт Леонид Голованов уверен, что динамический знак позволит снизить количество аварий. «Безусловно, любые начинания и усовершенствования в области безопасности помогут снизить смертность и травматизм на наших дорогах. У нас не хватает современной инфраструктуры, и это начинание стоит только приветствовать. Представьте себе, вы едете в темноте, что вы заметите раньше — обычный дорожный знак или светящееся табло? Конечно, второе. Так что хорошо, что такую систему начали внедрять в России», — заключил он.

Реклама

Реклама